Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

ВОСПОМИНАНИЯ ГЕННАДИЯ САБУА 28.03.2019

ВОСПОМИНАНИЯ ГЕННАДИЯ САБУА

Об июльских событиях 1989 года в Абхазии...

После апрельских событий в Тбилиси на многотысячном митинге на проспекте Руставели было публично заявлено многими выступавшими с трибун, что автономия в Абхазии должна быть упразднена и абхазский народ изгнан с территории Грузии. Об этом свидетельствовали появившиеся листовки на территории Абхазии, где было напечатано обращение к грузинскому населению Абхазии с призывом «положить конец абхазской автономии». Указывались сроки расправы.

Тогдашнее руководство Грузии во главе с З. Гамсахурдия, поддерживаемое большинством грузинской интеллигенции, открыто стало призывать грузинское население и особенно молодежь к противостоянию с коренным населением – абхазами. По сути это был призыв к вооруженному восстанию, т.е. к гражданской войне.

Стало очевидно, что война в Абхазии неизбежна.

В этой обстановке встал вопрос о вооружении абхазского населения.

С группой ребят, а именно с Тванба Джонджиком Кунтовичем и Отырба Отандием Манчовичем, я обратился в Народный форум «Айдгылара» с вопросом о поставке оружия. Нас заверили, что с оружием проблем не будет, как и с денежными средствами на дальнейшее вооружение. Затем мы на моей машине выехали в Подмосковье. Вышли на одного из наших соотечественников, давно проживающего там – Еник Рауфа Владимировича, который оказывал нам неоценимую помощь. В Тульской области нашел «дельцов», промышлявших оружием. Встретившись с ними, мы договорились что продадут нам АКМ до 100 единиц по семь тысяч рублей, тогда как стоимость «калаша» достигала 15 тыс. руб. Зная, что мы из Абхазии, благодаря связям Еник Р.В., они уступили в цене. Договорившись о сделке и встрече через три дня, мы срочно выехали в Абхазию за деньгами.

Деньги в «Айдгылара» получить нам не удалось. Нам было заявлено, что это завышенная цена. Мы втроем каждый наскреб сколько смог денег у родных и близких, выехали обратно в срочном порядке, так как время поджимало. По приезде мы заявили с нетерпением ждавшим нас «продавцам», что мы не в состоянии по такой цене закупить автоматы. Вместо обиды они обрадовались и уведомили, что они безумно рады несостоявшейся сделке, так как их ожидает группа клиентов из Азербайджана, где шла Карабахская война. Берут все и по 12 тыс. рублей за ствол. В благодарность они бесплатно подарили мне один автомат. Мы втроем купили еще по одному автомату по первоначальной цене.

Об уровне риска с перевозкой боевого оружия тогда, в советский период, чем это нам грозило, я не стану говорить.

По приезде в Абхазию мы стали организовываться в небольшие вооруженные группы по селам Гудаутского района. Стали откапывать спрятанные нашими отцами и дедами оружие времен революции и ВОВ. Было найдено более полусотни единиц оружия разных калибров и модификации, более-менее пригодных к стрельбе, с минимальным количеством к ним боеприпасов. К этому добавились и стволы, «взятые» в ВОХР по Гудаутскому району.

К началу июльских событий 1989 года нами был сформирован вооруженный отряд из более сотни ополченцев по Гудаутскому району. По сути был создан первый боевой отряд со времен существования «Киараз». Уже к 17 июля 1989 года весь отряд был поднят и поставлен под ружье. В отряд вошли по нескольку человек из всех сел Гудаутского района.

По предложению Шамба Славика Ахматовича и других была выдвинута моя кандидатура в качестве командира этого отряда. Единогласным решением всех бойцов отряда я был назначен командиром. В замы я взял Тванба Джонджика Кунтовича и Смыр Хирбея Золотинсковича. В тот же день через тогдашнего председателя Гудаутского райисполкома получили сообщения, что в Сухуме начались бесчинства по отношению к оставшимся в городе лицам абхазской национальности – грабежи, разбои и насилие.

Нами тут же было принято решение выдвинуться к столице Абхазии и взять ситуацию под контроль. Мобилизовав весь отряд, на КамАЗах и ЗИЛах мы направились в Сухум по Нижне-Эшерской дороге.

Здесь уместно дополнить также, что большинство членов отряда принимали участие в сопротивлении в столице в июле 1989 г., предшествовавшему описываемым событиям. Сумели отбить несколько атак бесчинствовавших отрядов грузин и сванов, шедших толпой на нас, вооруженных кусками арматуры и другими предметами.

Пострадали несколько наших ребят, в том числе и мой старший брат Сабуа Лаврентий, получивший от удара арматуры перелом правой руки. Шквальным огнем из дробовиков из кузовов припаркованных недалеко от площади Ленина ЗИЛов нам удалось обратить в бегство нападавших на нас.

После этих событий, примерно в 20-х числах июля того же года, мы получили сообщения от наших доверенных людей из п. Пицунда, что там на даче Гамсахурдия отдыхает сам племянник тогдашнего президента Грузии 3. Гамсахурдия – некий Мдивани со своим ближайшим родственником.

У нас созрел план их захвата в заложники для дальнейшего обмена на арестованных грузинскими властями наших граждан в Очамчирском и других районах по обвинению их в «излишнем» патриотизме.

Плененные нами действительно оказались ближайшими родственниками З. Гамсахурдия. А 24-летний Мдивани являлся тогдашним послом Грузии в Италии. Все время их содержания, а это 29 дней, мы искали различные каналы и возможности для предъявления ультиматума грузинским властям об обмене родственников Гамсахурдия на наших граждан, обвиняемых ими в выдаче оружия нашим гражданам, оказании вооруженного сопротивления, в захвате оружия из ВОХР в Гудаутском районе и др.

Спустя больше двадцати дней после пленения, г. Гудауту заполонили различные сотрудники спецслужб из Тбилиси, в основном в штатском. Они стали появляться то тут, то там. Ну и естественно, КГБшники заполнили город и район, особенно в грузинских селах района. Стало сложно содержать наших заложников в населенных пунктах района. Грузинские «ищейки» активно «шастали» по всему району. Нами было решено увезти их в лес села Ачандара в местечке Хабю, в одну из расположенных там пещер. Неоценимую помощь нам оказали местные жители, это – Ахба Султан Яхиевич, Чамагуа Валера Михайлович и Гунба Джота Лагустанович. Спустя примерно еще неделю, меня, через своего доверенного лица пригласил на конфиденциальный разговор Царгуш Сергей Басятович, тогдашний председатель КГБ СССР по Гудаутскому району. Сергей Басятович предостерег меня, что, похоже, спецслужбам Грузии удалось заполучить информацию о том, что злодеями, похитившими ближайших родственников их президента, являемся мы. Ожидается приезд большой группы подкрепления из Москвы, и не исключена акция по нашему аресту.

Сергей Басятович также предупредил меня, что в такой ситуации вести переговоры по обмену плененных нами на наших граждан является слишком рискованным для нас лично и для наших властей на месте и в Сухуме. Напоследок он попросил сохранить пленным жизнь и поскорее освободить их.

Мы с друзьями, посоветовавшись, решили последовать совету нашего доброжелателя и чиновника такого ранга. Я с Джонджиком Тванба на моей автомашине «Нива» ночью перевезли через с. Агараки в с. Лдзаа заложников и освободили их.

События последующих дней показали, что мудрый совет, данный нам Сергеем Басятовичем Царгуш, был абсолютно правильным. Светлая ему память, а также – Тванба Джонджику Кунтовичу – Герою Абхазии, отдавшему жизнь за свободу Апсны, Гунба Тенгизу Кирбеевичу.

Большое спасибо также ныне здравствующим патриотам страны Гунба Эдуарду Тачовичу, Ардзинба Гарику Шарадиновичу, Отырба Отандию Манчовичу, Гунба Геннадию Руфетовичу, Царгуш Валерию Дикрановичу, Царгуш Павлику Миджговичу, Бебия Валерию Золотинсковичу, Адик Игорю Константиновичу и многим другим. Приношу свои извинения тем, кого пропустил.

Все вышеперечисленные мною ребята и многие другие были рядом со мной везде, начиная с нашего протестного движения в 70-е годы при попытке установить грузинскими властями памятника генералу Леселидзе в Бзыбском ущелье Гагрского района, в описанных мною выше событиях и, естественно, в нашей Отечественной войне 1992-93 годов.

Я уверен, что имена всех наших братьев – героических сынов абхазского народа, будут навечно вписаны в новейшую историю свободной Абхазии.

Геннадий Сабуа

Из книги И.Р. Марыхуба «Абхазия в советскую эпоху: Из истории национально-освободительной борьбы абхазского народа»

На снимке: Первый «спецвыпуск» газеты «Айдгыпара» («Единение») от 2 июля 1989 года, на русском языке. Редактор Николай Джонуа. Город Акуа (Сухум)


Возврат к списку