Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
ИРАНСКИЙ НЕФТЕПРОВОД: СЕМЬ РАЗ ОТМЕРЬ – ОДИН РАЗ ПРОЛОЖИ
У наших соседей
Недавний пожар на двух иностранных судах в Керченском проливе – это не только человеческая, но также экологическая трагедия. Тонны нефтяных продуктов оказались в акватории Черного моря, нанося большой ущерб безопасности сразу нескольких государств.
Однако Черное море является важным логистическим маршрутом, через него нефть поставляется в Европу. Так, Иран совместно с Арменией, Болгарией и Грузией задумали проложить собственный путь от месторождений Персидского залива до европейских государств – создать новый транспортный коридор.
Проект международного транспортного коридора от Персидского залива до Черного моря обсуждается еще с 2016 года. Стороны собирались договариваться в Софии, однако пока все приостановлено на стадии переговоров. Предполагается строительство канала от Ирана через Армению, Грузию, Болгарию, Грецию, а затем в другие европейские страны. Планируемый маршрут: Мегри – Вайоц – Дзор – Ерасх, далее железной дорогой до морского порта Поти в Грузии, оттуда через Черное море в болгарский порт. Он позволит сэкономить на времени и затратах на доставку грузов. Страны намерены создать альтернативный путь, который не предусматривает посредничество Азербайджана, Турции и России.
При этом они забывают про обратную сторону монеты – вредное воздействие на окружающую среду. Во-первых, само по себе производство является «грязным», а во-вторых, задействование большого количества техники и прокладка дорог представляют угрозу для сельскохозяйственных угодий, прилегающих к маршруту.
Между тем действия Ирана и Армении по обеспечению экологической безопасности выглядят скорее демонстративными, чем эффективными. Стороны договариваются о сотрудничестве с 2016 года, обсудили факты загрязнения реки Аракс, программы сохранения ряда видов животных, даже создание национального заповедника на армяно-иранской границе, но они нигде не учитывают вред окружающей среде со стороны нефтяных предприятий.
Начнем с того, что в самом Персидском заливе уже наблюдаются большие проблемы, в первую очередь это загрязнение прилегающей акватории попаданием нефти и нефтепродуктов в воду, а также воздушного пространства. Кроме того, процессы ее переработки также неблагоприятно воздействуют на природу. Аналогичную опасность для Черного моря будет представлять движение судов из Грузии в болгарскую Варну.
Использование железной дороги, проходящей по территории Армении, также серьезно ударит по состоянию окружающей среды. В этом случае значительно увеличится количество составов, нагруженных топливом, ежедневно выбрасывающих в атмосферы сотни кубометров отработанных газов, не говоря уже о разрушении естественных экосистем в местах строительства железнодорожных путей.
К тому же у Армении на сегодняшний день нет инфраструктуры для необходимых транзитных объемов. А это значит, что армянские специалисты будут дополнительно засорять строительным мусором и отходами территории, пролегающие рядом с предполагаемым маршрутом.
В итоге понятно уже сейчас, что прорабатываемый Ираном, Арменией, Болгарией и Грузией логистический план нанесет дополнительный вред окружающей среде. Другой транспортный коридор «Север-Юг» в полной мере справляется с поставками топлива в Европу через страны Балтии, поэтому необходимости во введении нового маршрута на данный момент нет.
Виталий ТОРОПОВ, политолог