Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

БИЗНЕС, КОТОРЫЙ ПОДНИМАЕТ АБХАЗИЮ 26.03.2019

БИЗНЕС, КОТОРЫЙ ПОДНИМАЕТ АБХАЗИЮ

Актуально

Многие по инерции полагают, будто малый бизнес нашей республике абсолютно не нужен. И в качестве примера приводят образ послевоенного предпринимателя, который развит в сфере купли-продажи, перепродажи и связанных с этим посреднических услуг.

Такой образ абхазского предпринимателя сложился в связи с послевоенными трудностями, когда у наших граждан не было других способов заработать деньги, так как Абхазия была в экономической и информационной блокаде. На самом деле предприниматель – это человек, который создает новые услуги и товары, новые методы для заработка, а также совершенствует уже существующие на рынке товары и услуги. Если говорить о мировом опыте, то в основе любого развитого государства, помимо крупных корпораций, стоит и малый бизнес. Около 60 % валового внутреннего продукта в этих странах производят именно малые предприятия. А в менее развитых, таких как Латинская Америка, страны СНГ, количество малых предприятий не велико, поэтому их экономика недостаточно развита. Малый бизнес наиболее устойчив в экономическом плане, так как малых предприятий, как правило, больше, чем крупных. К тому же они являются более динамичными и гибкими и могут устоять во время экономического кризиса. По количеству малых предприятий в мире лидируют США, за ними следует Япония, а далее – Италия, Великобритания, Германия, Франция.

В этих странах малое предпринимательство существует и развивается благодаря государственной поддержке (на что и нам стоит обратить внимание). Например, в Германии субсидии для малых предприятий составляют около 4 млрд евро в год. В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональный отдел, где заняты 30 – 40 человек. Малый бизнес в этих странах является не просто неотъемлемой частью хозяйственной системы, без которой экономика в целом и общество не могут процветать и развиваться, но и выполняет ряд других задач экономического и социального характера. Например, создает конкурентные рыночные отношения; оперативно и гибко реагирует на рыночную ситуацию и запросы потребителей; создает рабочие места независимо от экономической развитости страны/местности; налогоплательщики малых предприятий формируют немалую часть отчислений в бюджет; поддерживает творчество, ремесла, народные традиции; активнее всех делает инновационные открытия и/или внедряет их; способствует улучшению политической и социально-экономической ситуации государства.

Такой небольшой стране, как Абхазия, безусловно, нужны предприятия малого и среднего бизнеса. Они подняли бы экономику страны, снизили бы проблему безработицы, улучшили бы культурный, социальный, политический уровень республики. К счастью, тяжелые послевоенные годы, когда женщины в основном занимались челночным бизнесом, уже давно позади. Сегодня можно отметить появление большого числа успешных малых и средних предприятий. Как и во многих странах, основными сферами малого и среднего бизнеса в Абхазии являются торговля и сфера услуг, и которые приносят весьма немалый доход государству. По словам Вадима Габуния, начальника Управления налогообложения физических лиц Министерства по налогам и сборам Республики Абхазия, в прошлом году индивидуальные предприниматели принесли в казну государства 275 млн рублей, что на 19 млн больше, чем в позапрошлом году. Всего с 1 января 2018 года на учет в налоговой встало 9 000 предпринимателей, однако не все пока ведут свою деятельность. «У некоторых из них сезонная работа, поэтому в зимние месяцы не работает больше половины малых предприятий», – отметил начальник Управления.

Основными налогоплательщиками среднего и малого бизнеса, как подтвердил он, являются предприятия сферы услуг и торговли. Летом в курортный сезон число налогоплательщиков увеличивается благодаря предпринимателям, занятым в сфере гостиничного бизнеса. Речь идет о владельцах мини-гостиниц. В прошлом году они принесли казне государства 29 млн рублей, что на 6 млн больше, чем в 2017 году.

Не может не радовать, что в последние годы наблюдается тенденция развития небольших производств, что все больше людей занято в сфере сельского хозяйства. Малые предприятия создают достаточное число рабочих мест, что особенно важно для молодежи и людей, проживающих в селах. Например, производственный цех индивидуального предпринимателя Мадины Сакания (производство компотов в селе Дурипше) работает с июня по ноябрь, где посменно работают 7 человек. А индивидуальный предприниматель Камила Квициния, известная в Абхазии благодаря классическим соусам из красной и зеленой алычи, в сезон разлива асыдзбала, в июне, может трудоустроить до десяти человек. Так и другие малые и средние предприятия республики. Однако есть много примеров, когда люди хотят открыть небольшое дело, но им нужна на это определенная сумма денег. Они также в будущем могли бы стать работодателями и улучшать экономику страны. Куда эти люди могут обратиться за помощью, когда банки не выдают кредитов и нет государственной поддержки развития среднего и малого предпринимательства? Камила Квициния начала свой бизнес после того, как выиграла грант, предоставленный Госкомитетом по молодежной политике. К сожалению, эта программа на сегодняшний день не работает, но есть проекты по развитию сельских территорий, разработанные иностранной организацией ПРООН, действующей на территории Абхазии (хотя я считаю, что мы в первую очередь должны рассчитывать на государство). Но и таких программ в республике очень мало, а интересных направлений для бизнеса в Абхазии много, да и потребности потребителей в услугах и местных продуктах недостаточно удовлетворены. Поэтому наши граждане, если и начинают что-то предпринимать, то в основном рассчитывают на собственные силы, как в свое время начала свой небольшой бизнес Мадина Сакания. Но очень много интересных и нужных республике бизнес-идей и бизнес-проектов остается, как говорится, за бортом, так как не у всех есть возможность собрать необходимый стартовый капитал.

В последние годы у нас в республике развивается и молодежное предпринимательство. Можно с уверенностью сказать, что у нас замечательная молодежь, которая, несмотря на сложности, находит возможности для того, чтобы начинать свое дело. Вот почему по инициативе первого президента Торгово-промышленной палаты РА Геннадия Гагулия летом прошлого года была создана Ассоциация молодых предпринимателей Абхазии, которая будет содействовать дальнейшему развитию молодежного предпринимательства республики. В бизнесе активно себя проявляют как мужчины, так и женщины. Но всем нам необходимо задуматься об увеличении производственных мощностей, чтобы в достаточно большом количестве экспортировать абхазскую продукцию на зарубежные рынки, а Абхазия стала достаточно узнаваемой, ее продукция – востребованной. Но производственные мощности в первую очередь необходимы, чтобы вытеснить из нашего рынка продукты, завозимые в Абхазию, и заполнить отечественный рынок качественными, полезными продуктами местного производства, так как завозимая в нашу республику продукция не является гарантом хорошего качества и чаще всего наносит вред здоровью человека. Вот почему в Абхазии участились случаи заболевания раком. А ведь мы должны заботиться и о здоровье нашей нации. Мы же можем производить качественные, полезные продукты, питаться исключительно ими, вывозить за пределы страны в достаточно большом количестве цитрусовые и много других продуктов. Но и они, к сожалению, не доходят до российского потребителя, так как под видом абхазских мандаринов полки российских магазинов заполняются китайскими и турецкими мандаринами, которые, бесспорно, проигрывают в качестве абхазским. Поэтому мы должны задуматься и о защите давно зарекомендовавших себя национальных абхазских брендов.

Говорят, что именно предприниматели являются двигателями прогресса, так как они не просто создают товары и услуги, но и постоянно реализуют новые идеи, создают и внедряют новые техники и технологии. Предприниматель Генри Форд изменил наш мир, создав автомобиль, Коко Шанель – создав стиль одежды, который отличается простотой и изяществом, а Стив Джобс и Билл Гейтс – создав компьютеры и телефоны. Таких примеров много. Но это не говорит о том, что двигателями цивилизации не могут быть писатели, политики, журналисты, спортсмены, художники, музыканты. Они тоже могут влиять на умы людей и менять наш мир к лучшему. Просто всегда важно оставаться человеком и нести в мир разумное, доброе, светлое!

Эсма АРДЖЕНИЯ


Возврат к списку