Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

ГОСУДАРСТВО ПОПРОСИЛО НАС РОЖАТЬ ДЕТЕЙ 21.03.2019

ГОСУДАРСТВО ПОПРОСИЛО НАС РОЖАТЬ ДЕТЕЙ

Проблема требует решения

Недавно на Сухумском рынке произошло вопиющее преступление: двадцатипятилетняя женщина, уроженка города Ткуарчала, проживающая в Сухуме, в общественном туалете родила недоношенного ребёнка и выбросила в мусорный бак. Судебно-медицинская экспертиза установила, что плод был вполне жизнеспособным. Прокуратурой города Сухума было возбуждено уголовное дело по статье 100 УК РА «Убийство матерью новорождённого ребёнка».

Болезненная, но жизненная тема. Носить кроху под сердцем, чувствовать шевеление, рожать в муках. А потом выбросить на помойку. В общем, это ужасно. Можно говорить о психологическом аспекте бесконечно. В основном это происходит в асоциальных семьях, где пьют, гуляют, не работают, где нет места деткам. Но что случилось с этой женщиной? Считаю, что безвыходных ситуаций не бывает. Нельзя оправдать такие поступки. У всех есть родственники и просто неравнодушные люди, которые помогут. Не зря говорят: «Бог дает ребенка – даст и на ребенка».

Однако есть люди, которые стараются найти оправдание таким матерям. Они ищут обстоятельства, которые побудили женщину пойти на такой поступок. Понятно, что это должна быть довольно веская причина. Но на самом деле таких причин может быть не одна и не три. Это и состояние самой роженицы. Стресс, полученный во время родов, проблемы дома, страх перед родителями, страх остаться одной, если ребенок проблемный. Все вышеперечисленные причины не имеют оправданий. Но бывают случаи, когда мама делает такой выбор ради самого ребенка, так как знает, что если оставит его себе, то ему будет хуже. А другого выбора у нее нет – аборты в нашем государстве запрещены. Государство попросило нас рожать детей.

Президент Абхазии Рауль Хаджимба три года назад подписал закон, устанавливающий запрет на аборты. Этот закон прошел через Парламент РА. Ещё в конце декабря 2015 года депутаты приняли поправку к Конституции, устанавливающую полный запрет на аборты. Кроме того, законопроект вносил поправку в Закон «О здравоохранении», согласно которой государство признает право на жизнь нерожденного ребенка с момента зачатия, устанавливает ответственность за аборты в соответствии с уголовным законодательством за исключением случаев внутриутробной смерти плода, вводит обязательное размещение информации об опасности абортов.

Однако мнения по этому поводу разделились. Многие заинтересованы в росте рождаемости, однако женщины не просто так принимают решение о прерывании беременности. Некоторые считают, что при возможности беременных нужно уговаривать сохранить ребёнка, но если это не удаётся, государство должно создать все условия для медицинского и финансового обеспечения такой операции. А запрет абортов – это экстремистское предложение, которое может привести к пагубным последствиям, к тому же может увеличится число подпольных абортов.

В некоторых странах аборты разрешены только по медицинским показаниям и только при угрозе жизни и здоровью женщины, по социально-экономическим показаниям, а также в случаях изнасилования, а в некоторых – на ранних стадиях беременности по «желанию». По данным Всемирной организации здоровья (ВОЗ), статистика абортов ведется только в 61 государстве. Тем не менее ВОЗ пытается оценивать общее количество абортов в мире и называет примерную цифру: от 46 до 50 миллионов каждый год. Половина из них производится в тех странах, где искусственное прерывание беременности запрещено законом, то есть там практикуют нелегальные, небезопасные аборты. По данным организации, небезопасные аборты приводят примерно к 70 тысячам женских смертей и вызывают около 5 миллионов инвалидностей в год во всем мире.

Печальная статистика. Так как относиться к закону о запрете абортов? С этим вопросом я обратилась к врачам Сухумской женской консультации.

Кама Шулумба – заведующая, врач-гинеколог высшей категории:

– Я считаю, что в этот закон обязательно должна быть внесена поправка. Существуют медицинские и жизненные показания, по которым необходимо прерывать беременность. Демографию после принятия закона мы не улучшили. Нам надо сделать так, чтобы женщине хотелось рожать. А для этого нужно создать социальные условия для жизни семьи. А как быть многодетным матерям, у которых 9 детей, а она забеременела, а у неё нет больше ни сил, ни желания рожать? И денег нет на контрацептивы. А ведь есть и случаи, когда у женщин выявлены пороки развития плода, несовместимые с жизнью. Что делать этой женщине? Аборт в Абхазии ей никто не сделает, нарушать закон никто не будет. Она будет 9 месяцев носить нежизнеспособный плод. Мы подвергаем женщину психологическому стрессу. Собираются родственники, отправляют её за пределы республики. А там не в восторге от таких пациентов: в России с беременностью 22 недели – это роды. Им такая статистика от наших женщин не нужна. И я этих врачей хорошо понимаю. И что делать этой женщине? Она обращается в Парламент, в Мин-здрав, обивает пороги, требуя официальное разрешение на аборт. Другие просто едут в Сочи, Краснодар, в Грузию, рискуя после операции по дороге получить осложнение. Затем мы здесь их лечим. И это всё обходится в немалую сумму. Получается замкнутый круг. Что мы таким способом будем решать демографическую проблему? Мы, гинекологи, не против этого закона, мы просим, чтобы в закон была внесена поправка по медицинским показаниям. Это в защиту этих женщин.

Ирина Лакербая – врач-гинеколог высшей категории:

– В консультацию приходила женщина, которая на коленях умоляла нас сделать ей аборт. Дело в том, что у неё муж без работы, двое детей, свекровь парализованная, сама она торгует на рынке. Мы, естественно, закон не нарушили, но как она решила свою проблему, не знаем. Некоторые ищут в интернете лекарства, чтобы спровоцировать выкидыш. А это чревато кровотечениями и различными воспалительными процессами. Мы всегда уговаривали женщин рожать, часто дежуря в отделении, переливали свою кровь больным женщинам в экстренных случаях. В этой ситуации нужно учитывать много нюансов, поэтому считаю, что в законе должны быть отражены поправки, которые помогут нашим женщинам не навлекать на себя беду.

Прокомментировать этот закон любезно согласилась Белла Романовна Пилия – заместитель главного врача по родовспоможению ГУ МЗ РА «Республиканская больница», врач высшей категории:

– Я – противник абортов. Считаю, что эта негуманная операция не только губительна для плода, но и вредна для здоровья женщины и её психологического состояния. В современном мире есть множество способов избежать аборта. Если есть летальные пороки, несовместимые с жизнью, то в виде исключения проводится фитоцид, то есть приостанавливается внутриутробное развитие плода, а затем его извлекают из матки. Во всём цивилизованном мире на живом плоде никто не проводит разрушающие операции. После консультации генетика, хирурга и других специалистов созывается консилиум. И если выносится вердикт, что порок летальный, отправляем женщину на операцию за пределы республики за счёт Минздрава Абхазии. Принят закон республики. Мы, врачи, выполняем этот закон. Но и женщина как гражданка страны тоже не должна его нарушать. Моим мнением никто не интересовался при разработке этого закона, иначе я внесла бы кое-какие коррективы. Сколько женщин сделали аборты за пределами республики? Проверить можно элементарно. Нужно отправить официальный запрос в медучреждения Сочи, и нам дадут ответ, который прояснит ситуацию. Мы выполняем закон, и все претензии не к нам. Мы имеем своё мнение, жалеем своих женщин, но преступить закон не имеем права. Если врачи будут добиваться каких-либо изменений в законе, то каждое наше слово будет направлено против нас. Вот и происходят у нас такие преступления, одно из которых имело место на сухумском рынке. Давайте приложим все усилия, чтобы женщины имели возможность предохраняться, и чтобы рождались желанные здоровые дети.

Чтобы узнать мнения рожениц и просто пациентов, я отправилась в палаты больницы. Вот что я услышала:

Джессика Шенгелия: «У меня родился третий ребёнок. Я считаю, что закон о запрете абортов принят правильно. Как можно убить своего ребёнка? Если Бог дал ребёнка, он поможет и воспитать его. У всех сегодня нелёгкое материальное положение, но прокормить своё дитё можно всегда, тем более в условиях Абхазии».

Фатима Чкотуа: «Я родила второго ребёнка. Затрудняюсь ответить на ваш вопрос. Но всё же, думаю, что нужно запрещать аборты. В любом случае это – убийство. Никакая жизненная ситуация не позволяет нам совершать преступление. В 21 веке есть много всяких способов не доводить дело до аборта».

Карина Лакрба: «У меня родился второй ребёнок. И я считаю, что женщина не должна ни при какой ситуации доводить дело до аборта. Ну а если получилось так, что нужно рожать, то у нас в стране много благотворительных организаций, которые не оставят в беде ни молодую, ни многодетную мать. Мир не без добрых людей».

Сабина Ацугба: «Я считаю, что запрещать делать аборты – правильно. Надо встать на ноги, а потом обзаводиться семьёй, чтобы не терпеть различные бедствия. Зачем делать несчастными своих детей, да и ещё убивать их. Сознание людей надо менять, повышать чувство ответственности. А не роптать на государство и врачей».

Ася Аршба: «Да, я против абортов, но когда есть медицинские показания для избавления от плода, то это другое дело. В этом случае мать и отец принимают решения, они ответственны за своё решение. Этот закон должен быть немного подкорректирован для таких сложных случаев».

Сабина Джопуа: «Это моя первая беременность, и я никогда не сделаю ни одного аборта. Я никогда не убью своего ребёнка. Но бывают исключения, когда женщина беременеет в очень зрелом возрасте, когда у неё взрослые дети, здесь нужно как-то подумать. Я понимаю, что тяжело сегодня ребёнка ставить на ноги, но нужно свою жизнь сначала привести в порядок, а потом уже думать о детях».

Таковы результаты опроса. Поинтересовалась я и мнением представителей церкви. В социальной концепции РПЦ и Абхазской православной церкви аборты неприемлемы. Церковь убеждена, что человек зарождается во время зачатия, и потому аборт на любом этапе развития зародыша есть убийство. Никаких оправданий убийства «по социальным показаниям» быть не может. Большая семья и нехватка денег не могут служить оправданием убийства. Даже по медицинским показаниям этого следует избегать. Современный уровень медицинских технологий позволяет сохранять жизнь матери даже при самых тяжелых осложнениях.

Возможно, более эффективным был бы путь европейских государств, где абортов меньше благодаря половому воспитанию. Со школьного возраста девочки знают, что такое контрацепция, как и для чего ее надо использовать. У нас ничего этого нет.

Но вернёмся к началу публикации. А как можно бросить беззащитное дитя? Столько семей борются за счастье быть родителями, годами обследуются, лечатся, идут на ЭКО. А некоторым дети не нужны. Хочется, чтобы таких ситуаций не было, а дети рождались в любящих и полноценных семьях.

Есть интересный факт из истории. В 1966 году, всего лишь через год после того, как Николае Чаушеску стал коммунистическим диктатором Румынии, он запретил проведение абортов. Он сказал: «Зародыш является собственностью государства. Каждый человек, избавляющийся от ребенка, – это дезертир, преступающий законы национальной преемственности».

Подобные помпезные заявления были вполне обычным делом во времена правления Чаушеску, имевшего в голове «главный план» – создание нации новых социалистических людей.

А какую нацию хотим создать мы? И чем мы должны пожертвовать ради этой идеи?

Русудан БАРГАНДЖИЯ


Возврат к списку