Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

МАДИНА ИЗ СЕЛА КУТОЛА 19.03.2019

МАДИНА ИЗ СЕЛА КУТОЛА

1989 – 2019

ГЕРОИ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АБХАЗИИ

«Если бы чудеса случались, то я хотела бы заново прожить хотя бы один день буднями Народного Форума Абхазии «Айдгылара». Это были самые лучшие дни в моей жизни».

Такие вот слова первыми произнесла Мадина Чачхалия, встретившись со мной, чтобы рассказать о том, как лет 30 назад в ее жизни открылись новые страницы и новые возможности. Ее вдохновляли яркое, эмоциональное, бескомпромиссное отстаивание интересов, прав, достоинства абхазского народа, твердость, неподкупность, принципиальность при утверждении его прав на восстановление национальной абхазской государственности – это направление все ярче набирало силу в обществе.

Но так как у каждой жизненной ситуации есть своя предыстория, то есть она и у Мадины. С этого и начнем. Школу она окончила в селе Кутоле Очамчырского района, а мама ее преподавала там русский язык и литературу. В ее семье часто вели разговоры о том, что в результате сталинской диктатуры абхазский народ был лишен многих своих прав, утерял возможность влиять на экономические, политические, культурные процессы, происходящие на его земле, в его стране, что неминуемо вело его к исчезновению, к ассимиляции с грузинским населением, число которого в Абхазии насильственно увеличивалось. Конечно, это давало свои ростки в детских душах. И Мадина исключением не была. Позже ярким ее воспоминанием стал сход на сухумской площади в 1978 году, на котором присутствовал и Шеварднадзе. Это было вызвано письмом 130 представителей интеллигенции и общественности Абхазии в руководство СССР. В письме говорилось об осложнении межнациональных отношений в республике, о нарушении законных прав абхазского народа. На переполненной народом площади была и студентка АГУ Мадина со своей мамой. Напряжение росло, эмоции зашкаливали. Вдруг раздался чей-то крик: «Садись. Сейчас стрелять будут». И площадь села.

– А мы с мамой не сели. Но таких, как мы, было немного, – произносит Мадина.

Видно, что и сейчас она очень довольна тем, как они с мамой себя тогда повели.

Слушая ее, не могу не думать, что семейные беседы, поступки, которые сродни героическим, положительные примеры вокруг – все вместе это и зовется воспитанием, без которого не может быть идейной направленности и мировоззрения, личности и человека.

Вот такая девочка с уже сформировавшимся мировоззрением после окончания средней школы получила профессию преподавателя абхазского языка и литературы на филологическом факультете АГУ и работала корреспондентом в газете «Абхазский университет». А под опекой тогдашнего редактора этой газеты Николая Джонуа делала и первые шаги в журналистике. (Шаги эти оказались верными, и сегодня Мадина Чачхалия продолжает сотрудничать со средствами массовой информации). Непродолжительное время она работала в Абхазском государственном музее научным сотрудником, но ее общительность, открытость позволили завязаться дружеским контактам. И позже они очень пригодились. В период нового протестного подъема против унижения национального самосознания абхазского народа, искажения его истории грузинской политической общественностью научный сотрудник музея Руслан Гожба передал Мадине уникальные материалы по истории Абхазии. Университетская газета под редакторством Николая Джонуа публиковала их в нескольких номерах. Материалы эти всколыхнули все слои общества. Абхазские читатели сбивались с ног в поисках газеты. Но «читатели» из другого лагеря (местная грузинская общественность), проявляя свой интерес, даже организовали жалобу на Мадину «за доставку из музея этих материалов, не соответствующих действительности».

А когда университетская газета поместила на своих страницах «Открытое письмо грузинской интеллигенции», то это было равносильно взрыву бомбы. Даже секретарь ЦК Компартии Грузии Джумбер Патиашвили искал эту газету.

13 декабря 1988 года. Сегодня, 30 лет спустя, называя эту дату, Мадина Чачхалия загорается, в глазах вспыхивают яркие искорки.

– Это праздник, который всегда со мной, – говорит она, перефразируя Хемингуэя, – в тот день, в зале Союза писателей Абхазии состоялся первый учредительный съезд нового общественно-политического движения – родился Народный форум Абхазии «Айдгылара». Я пришла туда вместе с Николаем Таевичем Джонуа. Мы впитывали каждое сказанное слово, каждый жест. Создание такой организации назрело, было нужно объединить все здоровые силы общества. А силы были, и цель была – восстановить абхазскую государственность, не ущемлять наши права и свободы. В национально-освободительной борьбе роль «Аидгылара» переоценить невозможно. Я убеждена в этом.

Чувствую, что Мадина, вспоминая о том времени, с гордостью подчеркивает, что с самого начала работы в «Айдгылара» она была первой женщиной, работавшей там. И обязанности ее в пресс-центре были непростые. Так что повод чем гордиться у нее есть и сегодня. Конечно, потом появились и другие сотрудницы: Изида Чания, Людмила Джинджал, Лариса Аргун, Галина Аршба, Мзия Ачугба, Мзия Бейя и многие-многие другие.

В деталях запечатлелись в памяти моей собеседницы и июльские события 1989 года, спровоцированные грузинскими идеологами, требовавшими разделения Абхазского университета и создания Тбилисского госуниверситета. Обстановка крайне обострена: самовольное объявление грузинами приемных экзаменов в ТГУ; сидячая забастовка абхазцев в Филармонии; драки в парке им. Руставели, на улицах столицы; ночной сход на сухумской площади; помощь ткуарчалцев; и самое страшное – первые погибшие. В те дни огромную ответственность взяли на себя активисты «Айдгылара»: они и непреклонно отстаивали устремления, интересы, права абхазского народа, и держали под контролем ситуацию, чтобы не допустить большого кровопролития, которое старалась спровоцировать грузинская общественность. Мадина и ее друзья сутками не выходили из помещения, печатали обращения к народу, листовки. Появились и свои газеты – «Айдгылара» на абхазском языке и «Единение» – на русском. Приходилось и писать в газету, и продавать ее. Многое надо было делать. Когда вышел первый номер «Единения», то прямо в типографии редактор Николай Джонуа протянул Мадине самый первый, еще горячий, экземпляр газеты. Мадина прижала его к себе как самый бесценный дар. Этот момент – один из самых значимых в ее жизни.

Огромная заслуга форума, убежденно продолжает Мадина, в организации и проведении в Абхазии Учредительного съезда Ассамблеи горских народов Кавказа. В Грузии просто взбесились, тесное сплочение братских народов вселило первый серьезный страх. Такой же съезд был проведен немного позже и в Нальчике. Моя собеседница считает, что работа Форума с северокавказцами сыграла не последнюю роль в возникновении добровольческого движения, когда представители практически всех народов Северного Кавказа пришли на помощь Абхазии, ввергнутой грузинскими агрессорами в войну.

Хорошо, что с бурной деятельностью жены мирился супруг Мадины Валерий Чачхалия. Но он тоже был активистом Форума, и вместе с Геной Аламиа, другими ребятами очень многое сделал, в частности, для укрепления связей с народами Северного Кавказа. Активное участие Валерия в июльских событиях 1989-го для соответствующих органов не прошло незамеченным – его пытались арестовать, как это было сделано со многими участниками национально-освободительной борьбы в Абхазии. Но друзья тайно переправили Валерия на Северный Кавказ, а оттуда он перебрался в Москву. Но и там не сидел без дела – ходил в Ленинскую библиотеку и собрал там много материалов по истории Абхазии. Эти материалы его брат Денис Чачхалия потом использовал в публикациях. Валерий Чачхалия погиб, защищая свободу своего народа в войне с грузинскими агрессорами, он Герой Абхазии.

Дадына – сына Мадины и Валерия, тоже можно считать «активистом Форума». Малыш фактически вырос там, бывая вместе с мамой на ее работе.

14 августа 1992-го. Начало Отечественной войны народа Абхазии. Мадина вспоминает:

– Сразу стали собирать архив Форума и в тот же день отправили его в Гудауту. Он сохранен, – рассказывает он, – а я взяла штамп, печать и поехала домой в Новый район. А потом стала волноваться: «Что с ними делать? Повезти с собой в Гудауту? Но вдруг будет обыск, найдут, отнимут». (Мадина с сыном уезжала из Сухума уже через месяц после начала войны, переход был разрешен по нижнему мосту через реку Гумисту, там стоял контроль из грузинских военных. – Л.Я.) Потом надумала закопать во дворе, но опять испугалась – кто-нибудь увидит, решит, что золото закапываю. В конце концов, спрятала в плафоне, висевшем в комнате. К счастью, после войны все оказалось на месте.

В начале войны Форум в Гудауте еще существовал. Но активность его постепенно затухала. После войны, в 1994 году, Нателла Акаба организовала и провела съезд, на нем звучало, что нужно помочь стране в послевоенном восстановлении, необходимо увековечить память погибших и т.д. Но реанимировать Народный Форум «Айдгылара» все же не удалось.

…Сегодня к девочке из Кутола обращаются уже по имени-отчеству – Мадина Владимировна, с почтением относятся к ее работе в общественном движении «Матери Абхазии за мир и социальную справедливость». Она является помощником председателя Гули Кичба и ответственна за поиски без вести пропавших в период Отечественной войны в Абхазии. Очень непростые обязанности. Этот процесс ранит души и всего коллектива, и всех, кто соприкасается с этой трагической действительностью.

Но годы жизни, отданные Народному Форуму Абхазии, неотделимы от нынешних будней Мадины Чачхалия. Она уверена, что и сегодня такая организация, пусть новой, измененной направленности, но нужна Абхазии, и смогла бы вести работу по объединению народа, его сплочению.

А именно это сегодня всем нам необходимо.

Лилиана ЯКОВЛЕВА


Возврат к списку