Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.В.БАГАПШ 05.03.2019

К 70-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.В.БАГАПШ

Визиты в Турцию

Встретили Президента, а расстались уже с братом

В дневниках, которые в течение 20 лет вел в Турции Полпред Абхазии в этой стране Владимир Авидзба, есть несколько записей, посвященных визитам в Турцию Сергея Васильевича Багапш. Сергей Багапш посещал страну и в ранге Премьер-министра Абхазии, и являясь ее Президентом.

В моей памяти сохранились рассказы и самого Сергея Васильевича о поездках в эту страну.

О его контактах, встречах, знакомствах, об удачах, сомнениях, перспективах рассказывает публикация, предлагаемая ниже нашим читателям.

...Шел год 1999-й. Первые послевоенные раны в Абхазии только-только залечивались. Обстановка вокруг победившей страны оставалась напряженной. Грузия, несмотря ни на что, требовала «сохранения своей территориальной целостности», возвращения всех без исключения грузинских беженцев, среди которых было немало тех, кто не только способствовал агрессору, но и принимал непосредственное участие в боевых действиях на стороне грузинских военных сил против абхазского населения. Поэтому миссия, с которой Премьер-министр Абхазии Сергей Багапш направлялся в Турцию на переговоры с грузинской делегацией – ее возглавлял бывший партийный деятель Важа Лордкипанидзе – естественно, была непростой. Рассчитывать на радикальные изменения в сложившейся ситуации было крайне сложно, так как активную антиабхазскую позицию занимали так называемые «друзья Грузии», в состав которых входило 10 стран – США, Великобритания, Франция, Литва, Румыния, Латвия и другие. Да и встречу организовывала ОБСЕ, также незамеченная в объективной оценке к положению, создавшемуся вокруг Абхазии, отстоявшей свою свободу очень высокой ценой. Участниками встречи также были представители России и Турции. В абхазской группе, куда входили члены правительства республики, дипломаты, был и «неофициальный» участник – Президент страны Владислав Ардзинба, а неофициальный потому, что в грузинской группе тоже не было главы государства. Но Ардзинба не пропустил ни одной встречи, ни одного обсуждения.

Сергею Багапш в эти дни, наверное, пришлось собрать в кулак, по другому и не скажешь, всю свою волю, силу, принципиальность, убежденность, правоту, чтобы противостоять дружному альянсу противоборствующей стороны. Существенных изменений в разрешении послевоенных реалий с учетом законных интересов Абхазии на этих переговорах не произошло. Но правомерность и правота абхазской стороны, обстоятельно и эмоционально доказываемые главой делегации, без сомнения, не могли не быть услышанными теми, кому адресовались. А в самом Сергее Багапш в этот момент оттачивались и совершенствовались мастерство, опыт, раскованность тонкого дипломата, смелого, принципиального политика и руководителя.

В холле гостиницы «Хилтон», а именно в ней разместились все прибывшие на эту встречу, постоянно собирались представители абхазской диаспоры. Они искали возможности встретиться, пообщаться с посланцами своей исторической Родины, задать вопросы руководителю делегации Сергею Багапш, Президенту Абхазии Владиславу Ардзинба. Да и представителям противной стороны высказать свое резко отрицательное отношение к их упрямому неприятию победного завершения войны Абхазией.

И все это у них получалось.

По завершении переговоров состоялась пресс-конференция. Особенно запомнилась она не задаваемыми вопросами, а претензией, высказанной грузинскими журналистами. Сергей Васильевич, вспоминая об этом, рассказывал: «Претензия заключалась в следующем: грузинские журналисты не без язвительности спросили: «Почему представители абхазской делегации говорят на абхазском языке, они что не знают английского, который здесь понятен многим?» Им блистательно ответил Владислав Григорьевич: «Мы говорим на этом языке, потому что это наш государственный язык, это язык того народа, который вы хотели огрузинить, но ничего у вас не получилось».

Когда Багапш стал Президентом Абхазии, абхазская диаспора в Турции во главе со Стамбульским комитетом солидарности с Абхазией предпринимала достаточно действенные шаги для организации официального визита Сергея Васильевича в Турцию. Серьезные обязанности в этом процессе ложились на Полномочное представительство Абхазии в Турции, но такие обязанности, которые не должны были широко афишироваться и оглашаться – Полпредство ведь официально не было признано руководством Турции, хотя во властных структурах о нем, кому было надо, прекрасно знали, более того, давали рекомендации, как работать в этих конкретных условиях, чтобы не вызывать со стороны ненужных эмоций и напряжения.

Визит Президента Багапш в Турцию планировался трижды и подготовка к нему велась трижды. Первый раз приезд был отменен по причинам внутри самой Абхазии – требовались присутствие и участие Президента в каких-то масштабных мероприятиях, которые должны были проводиться с участием уважаемых гостей. В диаспоре, хотя многое уже было подготовлено, а многое находилось в стадии разрешения, это было воспринято совершенно спокойно, без лишних эмоций – президентские обязанности и ответственность требуют многого.

По прошествии времени среди турецких абхазцев вновь зашла речь о визите Президента в Турцию, о полезности для обеих сторон их встречи, доверительных бесед о решении некоторых вопросов, возникших в связи с новыми отношениями, зародившимися после войны. Согласие Президента, естественно, было получено. И снова начались подготовительные работы, были составлены планы встреч по профессиональным направлениям, а также с политиками и бизнесменами. В городах и селах, где проживает абхазское население, обговорено проведение различных бесед с акцентом на получение молодежью образования в Абхазии, на необходимости изучения родного абхазского языка, намечены другие мероприятия. Когда казалось, что все уже близится к завершению, произошло совершенно непредвиденное. Полпред Владимир Авидзба шел утром на работу (Полпредство размещалось в одном помещении с Комитетом), раздался звонок на его мобильный телефон. Незнакомый голос попросил Владимира-бей о встрече по важному вопросу, но не в помещении Представительства. Они встретились в ближайшей чайной, незнакомец сам подошел к Авидзба. Разговор был недлинным. Показав соответствующий документ, собеседник сказал, что руководство Турции не заинтересовано в том, чтобы Президент Абхазии Сергей Багапш посетил с официальным визитом в ближайшее время Турцию. «Это не означает полного отказа во въезде в страну, в будущем его приезд в Турцию возможен», – добавил он. Авидзба сейчас же позвонил в Абхазию и сообщил Сергею Багапш о разговоре. Понятно, что такая информация не могла индифферентно быть воспринятой и самим Сергеем Васильевичем, и в Комитете, и в Полпредстве Абхазии – для подготовки официального визита обеими сторонами было сделано уже немало. Но очень тревожило другое – было хорошо понятно, какие силы постарались (и им это удалось!) разрушить планы Абхазии и абхазской диаспоры в Турции. (Работа дипломатов, политиков, спецслужб, турецких и зарубежных, в комментариях не нуждается. – Л.Я.).

Подготовка к третьему официальному визиту абхазского Президента в Турцию велась значительно спокойнее и тише. Но опять всех поджидала неожиданность. На этот раз звонок из Турции последовал в Абхазию, самому Президенту – Сергею Васильевичу Багапш. В очень вежливой форме ему посоветовали воздержаться от турецкого турне. Сергей Багапш немедленно сообщил об этом Владимиру Авидзба. Оба не сомневались, что и на этот раз грузинская политико-пропагандистская машина не сидела без дела. Но оба были едины в одном: поддаться этому, позволить манипулировать не просто собой, а делами государственными, значимыми для Абхазии, недопустимо, оскорбительно.

Комитетом, Полпредством, активистами диаспоры был вынесен единодушный вердикт – визит состоится. И он состоялся. Без длительной подготовки, на собранные в диаспоре средства был арендован самолет и послан за Президентом Абхазии. Самолет доставил Сергея Багапш в Анкару. Дорогого гостя встречали члены Комитета, Полпред Авидзба, активисты диаспоры. Беседы в Анкаре, многолюдные встречи с абхазцами в Стамбуле и Адапазары – вопросы, ответы, планы на перспективу ближайшую и отдаленную. Катание по Босфору, где снова обсуждение самых наболевших и волнующих проблем. Долгий телефонный разговор с председателем Комитета Ирфаном Аргун – Ирфан болен, встретиться лично им не удалось. Тот же лайнер доставил Президента Сергея Багапш обратно. А в диаспоре еще долго вспоминали и обсуждали детали этого визита и очень добрые братские контакты, которые успели завязаться даже за очень короткие дни общения.

Это было в апреле 2011 года. А 29 мая того же года Сергея Васильевича Багапш не стало.

***

В Полпредстве Абхазии в Турции – портрет Президента Сергея Багапш с траурной лентой. Цветы. И люди, люди... Они оплакивают Президента Абхазии и благодарят судьбу за то, что несмотря на чинимые со стороны преграды, они все же успели узнать его – своего соотечественника – и поговорить с ним о самом близком, значимом и задушевном.

Публикацию подготовила Лилиана ЯКОВЛЕВА


Возврат к списку