Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
ИСТОРИЯ КАВКАЗСКОЙ ДИАСПОРЫ В ЕГИПТЕ
Наша история
Связи Кавказа, в частности Апсны и Древнего Египта имеют очень глубокие корни, как в этнологическом, мифологическом, так и в историческом отношении. Священный знак Древнего Египта – АНХ, обозначающий «жизнь» – на абхазском языке, а термин «аныха» означает «святыня». Вплоть до 1864 г. на священной горе абхазов и убыхов в Сочи, носившей название «Аублаа рныха» – «Святилище рода Аубла» на ветвях священного дерева висело золотое изобpaжение «AHX». У абхазов считается, что род Аубла идет от Пророка и является древнейшим и глубоко почитаемым.
Часть древнеабхазских этногенетических преданий выводит абхазов из страны Мыср. В одной из легенд говорится, что «абхазы и черкесы шесть тысяч лет тому назад владели Рабстаном, Йеменем, Сирией, Амманом, Мааданом, Басрой, Меккой, Мединой, Судлой, Кудусом». Затем с боями дошли до страны Чин-Китай и, прожив там некоторое время, пришли на Кавказ».
Видимо, правильно отметил французский историк Августин Тьерри, что «легенда – есть живая традиция, и трижды из четырех случаев она точнее того, что мы называем историей».
Известный турецкий путешественник Эвлия Челеби (XVII в.), которого ученые называют геродотом Османской истории, также приводит легенду о переселении арабов-курейшитов на Кавказ и о том, что от этих арабов происходят абхазы и черкесы. В его ценных и познавательных трудах содержится много интересных сведений о связях абхазов и адыгов с Ближним и Средним Востоком. Говоря о красоте кавказских женщин, он отмечал, что они «подобны чистым звездам, нераспустившимся бутонам, еще не тронутых, солнцеликих и луноликих». О двух девушках-черкешенках, доставшихся Мухаммеду Гирей-хану, он говорит, что «и цена каждой из них равнялась казне Египта». В сообщении об абхазской этнографической группе «камыш» Эвлия Челеби пишет: «Среди них есть абаза, приехавшие из Топхане, из Стамбула и Египта. У них много мечетей и много мусульман с семьями и домочадцами».
Теории происхождения и эмиграции абхазов из Египта был посвящен труд известного абхазского писателя и историка Дмитрия Гулиа, изданный в 1925 г. Основываясь на данных языка, истории и мифологии, он вынес ее на суд читателя.
В частности, он отмечал, что «из Египта вынуждено было бежать после смерти фараона Эхнатона (это, как известно, случалось довольно часто в Египте при смене династии) много египтян в страну Митании из-за гонения жрецов. Эти эмигранты также могли направиться в Колхиду».
Абхазские мамлюки, вернувшиеся из Египта, носили фамилию Мсыр-ипа, подчеркивая свою связь с Египтом.
В Абхазии, в живописном месте, у берега моря, на возвышенном месте расположен поселок Мысра, в древности он носил другое название. Вот что говорит старинное предание:
«Один из холмов с. Мысра, расположенного напротив Бармышского сельсовета, называется «Аябаяшыра» – т.е. «Место наблюдения за кораблем». Когда-то, в очень далекие времена, в Апсны были очень развиты ремесла: кузнечные, ткацкие, гончарные, солеварные, плотничьи и др. А жители данной местности преимущественно занимались строительством кораблей и судов. Здесь была судоверфь, о чем говорят многочисленные топонимы. На одном корабле, построенном из каштана и дуба, отправилась группа любознательных абхазов в долгое плавание с целью узнать «какие земли имеются на той стороне моря и кто на этих землях живет». Со дня отплытия и до возвращения односельчане, родственники и дети ежедневно собирались на этом высоком холме и наблюдали в ожидании появления корабля. Отсюда и получил этот холм название «Аябаяшыра».
Спустя некоторое время мореплаватели, побывав во многих странах, в том числе и в Египте (по-абхазски «Мысра») благополучно вернулись на родину. По возвращении в родное село, они стали называть его в память о своем путешествии «Мысра», что означает «Египет».
В Анакопии (Новый Афон) с западной стороны протекает река Мысра. Как рассказывают абхазы, жители этой древней столицы Абхазии, это название связано с пребыванием местных абхазов в Египте.
Говоря о красоте девушки, абхазы упоминают древнее выражение: «Ее кожа подобна белоснежному египетскому папирусу» – «Мсыр 6ьаадаш еи8ш». Говоря о потерянном человеке, через много лет давшем о себе знать, приводят следующее выражение: «Мсыр а7ыхъантъ иёбахъ гоит». – «Весть о нем исходит с дальней окраины Мысра».
В страны Среднего и Ближнего Востока абхазы стали попадать еще с первых веков нашей эры. В конце III – нач. IV вв. н. э. в Египте служила боевая воинская часть из абазгов, под названием «Правое крыло абазгов». Это была тяжелая конница. Чуть позднее, в конце IV – нач. V вв., в Египте на левобережье Нила стояла другая боевая часть из абазгов. Она охраняла границы римских владений и считалась отборной воинской частью.
(Продолжение в следующем номере)
Р. ГУАЖБА, историк АбИГИ