Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

ПЕНСИЯ – НЕ СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА 18.01.2019

ПЕНСИЯ – НЕ СКАТЕРТЬ-САМОБРАНКА

Проблема

В конце года формировались и принимались парламентариями бюджеты страны в целом и различных внебюджетных фондов на предстоящий новый год. Как всегда отношение к Пенсионному фонду особо пристрастное. Понятно, что существующее финансовое обеспечение граждан Абхазии сегодня никого не устраивает. Но что можно изменить? На заседаниях сессии Парламента я фиксировала возникавшие у депутатов вопросы и ответы председателя Пенсионного фонда Дениса Гулария. Потом тщательно изучала цифры проекта закона о бюджете фонда на 2019 год, принятый в первом чтении 6 декабря и в окончательном чтении 28 декабря. Знала, что и Д.Гулария готов высказаться по многим проблемам на страницах нашей газеты. Потому и состоялась беседа о состоянии пенсионных дел.

Из года в год звучит информация о задолженности Пенсионному фонду. Есть старые, безнадежные долги – от организаций в каждом районе Абхазии, в том числе от несуществующих организаций с 90-х годов прошлого века из агропромышленного сектора. Но нет законодательного механизма по списанию этих долгов в пользу должников. С момента образования Пенсионного фонда сумма задолженности ему выросла до 240 млн рублей. Есть организации, которые задолжали по 30 – 40 миллионов. Хотя, как показывает сравнительная таблица поступления страховых взносов в Пенсионный фонд за последние шесть лет, в 2018 году наблюдалась положительная динамика. В то же время есть долги, которые образовались сравнительно недавно. И Пенсионный фонд имеет право их взыскать с должников по инкассовым поручениям, например, в прошедшем году взыскали около 18 млн рублей. Такой суммы никогда не взыскивали. Также возвращены 46 млн рублей по мобилизации – это не принудительно.

Детям-сиротам в 2019 году предусмотрены по 1500 рублей ежемесячных выплат. «Это мало», – согласился со мной Денис Гулария. И стал рассуждать о том, что Пенсионный фонд должен финансировать только до пяти категорий пенсионеров. Сегодня же фонд финансирует 39 категорий населения, а это около 49 тысяч пенсионеров. Государство должно взять на себя обязательство финансировать категории получателей нетрудовых пенсий, считает председатель Пенсионного фонда. Те же доплаты кавалерам орденов должны финансироваться за счет государственных средств. «Из-за такой большой распыленности, а также почти ежегодного увеличения суммы доплат категориям пенсионеров мы не можем увеличить общую (трудовую) пенсию. Но вообще хорошие пенсии получают в тех государствах, где существуют хорошие заработные платы и высоки страховые взносы, в которых должен быть заинтересован работающий гражданин для обеспечения безбедной старости», – и с грустью председатель фонда добавил, что многое зависит от экономического состояния государства, а нам до расцвета экономики еще далеко.

– Депутаты на заседании сессии при принятии бюджета в первом чтении сказали председателю фонда: «Покажите ваши концепции, мы посмотрим и что-то подскажем». Вы что-то показали во время обсуждений перед окончательным чтением? – спрашиваю. Председатель улыбнулся и сказал: «Я отношусь к подобным вопросам аккуратно. Не стоит заявлять об обязательствах, брать их на себя, не просчитав свои силы».

Но в этом году Пенсионному фонду определена дотация из Республиканского бюджета в 120 305,6 тысячи рублей. Она, по словам Гулария, на 35 миллионов меньше, чем было в 2017 году. Но и нынешнюю сумму он считает малой, надо бы до 160 миллионов рублей. А еще бы те 240 миллионов долгов получить! «При появлении резервов мы выбираем категории наиболее нуждающихся людей и повышаем им пенсии», – говорит мой собеседник. Пенсионный фонд имеет предварительный расчет на повышение пенсий отдельным категориям пенсионеров, например, круглым сиротам на нынешний год планируется с 3 000 до 4 000 рублей. Также участникам Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов с 4 000 до 6 000 рублей. Предусмотрено повышение пенсий семьям погибших и инвалидам этой войны, инвалидам Советской армии и т.д.

Конечно, не обошлась наша беседа без вопроса о том, почему порой задерживаются сроки выплаты пенсий в районах. Д.Гулария считает, что это может происходить по вине Сбербанка, может быть связано и с переходом на новую систему. Пенсионный же фонд всегда финансирует за 3 или 4 дня до срока выплаты. В районы финансирование идет по графику, чтобы не было нагрузки на банк. А доплаты финансируются по поступлению заявок от райотделов соцобеспечения, которые в фонд попадают через Министерство труда и социального обеспечения.

«Давайте резюмировать. Чтобы пенсионеры по возрасту в Абхазии получали не 500 рублей, а намного больше, что нужно сделать?» – спросила я руководителя фонда в конце. И он перечислил:

Провести реформу пенсионной системы.

Упорядочить категории пенсионеров и разгрузить Пенсионный фонд за счет дополнительных источников финансирования.

Нужно создать экономические условия – высокие заработные платы и соответствующие отчисления.

Ввести персонифицированный учет в рамках реформы, чтобы каждый был заинтересован в уплате страховых взносов для участия в формировании своей будущей пенсии.

Роль Пенсионного фонда – сохранить и приумножить эти средства.

Денис Гулария продолжил: «Все это нужно было сделать давно – вчера, 10 лет назад, а мы и сегодня этого не сделали. Почему? Много причин. Мы уже представили концепцию реформирования системы, надеемся, что она скоро будет принята. Была бы скатерть-самобранка, которая по нашему желанию накрывалась бы деньгами...»

Заира ЦВИЖБА


Возврат к списку