Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

19.12.2018

КОЛОНКА РЕДАКТОРА

ЗРИТЕЛЯМ НЕ ПОНРАВИЛОСЬ

Недавно случился конфликт среди творческой интеллигенции. Надо отметить, что на эту категорию людей простые граждане всегда смотрели с большим уважением. К ним прислушивались, брали пример, советовались.

Когда в начале 80-х годов в Абхазском драмтеатре стали делиться (абхазская и грузинская труппа) по национальному признаку, тогда этот развод был понятен всем. Грузинские артисты вдруг заявили, что им «тесно в абхазском театре. Здесь они задыхаются и не могут творчески развиваться». Хотя ранее делили сцену, и претензий не возникало.

Тогда мы, абхазы, возмущались их фокусами, политизированными доводами и показной гласностью грузинских артистов донести «правду несправедливости со стороны апхазети», поэтому они вынесли все свои «проблемы» на улицу. Тем самым они «играли спектакль», который нашему обществу не понравился, и оно смеялось над таким дележом.

После 30 сентября 1993 года наш Абхазский драмтеатр стал восстанавливаться, как и все другие организации и структуры, с нуля. Первые спектакли наши артисты ставили на энтузиазме и чувстве своего профессионального долга. Мы уже забыли, что посещали послевоенный театр, сидя в холодном зале в пальто, и нередко, волнуясь, думали: «А вдруг отключат свет по городу».

С каждым годом творческий коллектив, а он всегда состоял из влюбленных в свою профессию людей, пополнялся свежими кадрами. Это было здорово. Первые гастроли за пределами республики тому доказательство. Успех за успехом будь то у наших братьев на Северном Кавказе или в театральных столицах России – в Москве, Санкт-Петербурге.

Каждый директор, режиссер, артист Абхазского драмтеатра вносил неоценимую лепту в укрепление национального театрального искусства республики. Сегодня мы являемся свидетелями того, как наш зритель стал посещать театры, в том числе и Абхазский драмтеатр намного чаще, чем те же семь лет назад. Сегодня не редкость, когда зрительный зал заполняется полностью. Хороший репертуар, игра артистов, новаторство, свежий взгляд режиссеров сделали Абхазский драмтеатр более привлекательным, востребованным и авторитетным. Казалось, эту планку надо не только держать, но и престижно поднимать вверх.

В августе 2014 года в Сухуме был официально создан Государственный национальный молодежный театр. Когда появляются новые творческие коллективы – это, однозначно, радует общество, зрителя, само искусство, так как появляется выбор, что смотреть. Тем более если коллектив состоит из молодежи. Здесь стремление должно быть одно – поддержать их и дать дорогу.

Хочется отметить, что молодежный театр с первых дней своего существования радовал своими постановками и премьерами наших зрителей на «отлично».

Большой плюс, что артисты «молодежки», окончив вузы в России, приехали работать к себе домой, а те артисты, которые закончили местные театральные факультеты, не стремятся уезжать за пределы республики. Также в театральных постановках они являются носителями национального языка, который легко воспринимается молодым зрителем. Как правило, там, где молодой коллектив и творческая жизнь, там постоянно генерирует приток свежих идей. А это немаловажно для обновления в театральном искусстве своих замыслов.

Государственному национальному молодежному театру выделили место в доме «Абаза» на улице Генерала Дбар. Государство за аренду оплачивает 30 тысяч рублей в месяц. Для творческой работы (репетиции, спектакли) выделили один день (четверг) на сцене Абхазского драмтеатра. Такие устные договоренности состоялись с прежним министром культуры и домом «Абаза».

Прежний директор драмтеатра предоставил все возможности для работы молодежного театра на большой сцене бесплатно.

Все обговаривалось заранее, за десять дней до начала репетиций и спектаклей бронировались реквизиты, костюмерные, сцена. Договоренности происходили без подкрепленных документов. И все было хорошо и всех все устраивало.

С приходом нового директора драмтеатра молодежному театру объяснили, что готовы помогать и способствовать их творческому развитию, но только по понедельникам, и в месяц они драмтеату должны платить 100 тысяч рублей.

Здесь не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы понять, что творческому коллективу молодежного театра такие предложения никак не устраивают.

Первые переговоры и хождения по инстанциям, чиновничьим кабинетам, депутатским корпусам практически ничего не давали. Приходили представители драмтеатра, и им говорили: «Поможем, решим». Шли представители молодежной труппы, и им повторяли то же самое. Вопрос не решался, а молодежь есть молодежь, она вышла на улицу. Внутренний спор и сор были вынесены из избы. Противостояние продолжалось несколько дней. Подключились различные партии, движения, общественные деятели, многие переживали за сложившуюся обстановку, но оказались и такие, которые заодно пытались заработать свои политические дивиденды. К чести труппы молодежного театра, она сразу заявила всем, что с теми, кто хочет поднять на их проблеме свои политические рейтинги, контактировать не будет.

Свое дело сделали социальные сети. О том, что в Абхазском театре актеры старой и молодой школы «дерутся» за место на сцене, узнали в республике и за ее пределами.

Это на первый взгляд кажется: «Да пошли все к черту, пусть пишут что хотят». Но этот случай еще раз показал: «Почему мы свои проблемы не хотим решать в кабинетах, инстанциях, где можно доказывать, спорить, находить компромиссы, ответы, решения?» Почему обязательно на улице, громко, с силой? Такими действиями мы стране не делаем чести и престижа. Да и положительный, наработанный авторитет театрального искусства начинает покрываться пятнами злословия и домыслов. Особенно мы дали пищу нашим недоброжелателям.

Нам однозначно надо отходить от уличных решений возникающих проблем, будь то в театре, социальной жизни или на производстве.

Сегодня, когда вокруг нашей республики нашими недругами, недоброжелателями ведется целенаправленная информационная война, каждый производимый нами всплеск дает нам большой минус в становлении нашей страны как самостоятельного государства.

Мы же смеялись над грузинскими артистами за их действия и не творческую интеллигентность.

Наверное, сегодня тоже над нашими разногласиями кто-то злорадствует. Вот и спрашивается, нужно ли доводить себя до таких действий, которые не приносят пользу никому?

Тем более в итоге все-таки договорились и нашли компромисс в нашумевшем «театральном деле». А осадок остался...

Когда редакция провела блиц-опрос среди горожан о ситуации в театре, картина сложилась такая. Многие респонденты не поняли, как можно брать с нашего молодежного театра аренду в 100 тысяч рублей и даже 30 тысяч, когда они только в начале своего творческого пути. Они – наше будущее, а их сразу поставили на «счетчик».

Не поняли граждане спор вокруг дней, выделенных для выступлений артистов. Хороший, достойный спектакль всегда соберет своего зрителя в любое время. Ведь убедились же наши люди, что свадьбы, например, можно играть не только по субботам.

Однозначное мнение, что этот вопрос можно было решить тихо, интеллигентно, по-человечески, услышав друг друга.

Как сказала одна из опрошенных: «Это не лучший спектакль, который сыграли наши национальные артисты. Зрителям не понравилось».

Юрий КУРАСКУА


Возврат к списку