Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

05.10.2011

Память об этих парнях – в моей жизни

Равнение – на подвиг

Праздник в честь Победы 30 сентября 2010 года в Абхазии прошел поистине всенародно. На душе было грустно и радостно, как говорится, праздник со слезами на глазах. Вернулся домой, смотрел телевизор, после решил посмотреть недочитанные газеты. Попалась на глаза статья Лилианы Яковлевой, напечатанная к этому празднику: «Леонида – имя от папы», в газете «Республика Абхазия», №110.

Статья растрогала меня, хотя подобных случаев в нашей войне было немало, но я знал Леню, он запал мне в душу... И опять воспоминания об этой проклятой войне, по дням, часам и минутам проходили перед глазами, как кинолента, с первых мгновений до последних, до Победы.

Вспомнил, как первый снаряд, сброшенный самолетом, попал в мой дом по ул. Эшба, 189. Ранило двоих детей Юрия Кецба, который жил на 8-м этаже, а внизу, где мы находились, загорелся бензовоз от попадания второго снаряда.

Молодые наши ребята, в их числе мой двоюродный брат Джон Кур-оглы, отправились в неведомый бой. Джону я сумел накинуть легкую куртку. Долго не знал, как он, где находится...

Вспомнил, как мы вывозили новорайонских детей и женщин в Гудауту, где мы оставались до 27 сентября 1993 года...

Мы – мужики постарше, мне, кстати, было 49 лет, под руководством Алеши Касландзия организовали свой батальон: рыли окопы, разгружали грузы, в общем, делали все, что могло помочь нашим воинам.

Министр сельского хозяйства Лева Шамба поручил мне организовать автотранспортное предприятие. В помощники взял специалиста по транспорту Диму Аджба. С этим заданием мы справились успешно. Об этом потом подробнее хочу написать.

Впоследствии был создан батальон, которым командовал Р. Латария. А замом был Артур Читанава, погибший героически при взятии Сухумской горы. Но это все потом...

В первые два с чем-то месяца я искал брата Джона, обошел все крупные и малые соединения в Шроме и Эшере, но никто о нем ничего не знал.

Мы часто собирались в Гудауте в пресс-центре, ждали новостей из Восточной Абхазии и из Гагры. Совершенно случайно встретил там Славика Ардзинба, актера театра, мы оба были рады встрече, тому, что живы, обнялись. Славик похлопал меня по плечу и сказал: «Дорогой Алик, я тебя уважал, как старшего друга, но теперь ты стал мне еще ближе, у тебя такой отличный брат, смелый, крепкий и верный воин, мы вместе воюем и дружим». Я не сразу понял, что речь идет о Джоне, но когда Славик назвал его имя, радость и мое состояние, наверное, можно легко представить.

Славик рассказал, что они вместе на гагрском участке, что командир батальона БМП – Леня Авидзба, опытный воин. Тогда я впервые услышал о Лене.

На второй день пораньше я поехал к месту расположения батальона на границе Гагры и Пицунды. Встретил много знакомых – Р. Ампар, Ю. Логуа, Э. Вардания и брата Джона, своих земляков по Восточной Абхазии, тогда же познакомился с Леней Авидзба. Мы долго с ним беседовали. Знакомство с таким парнем вдохновляло. Его непоколебимая вера в Победу, его обаяние, доброта и культура вселили в меня еще большую уверенность в нашей Победе. Прощаясь, он проводил меня и сказал: «Мы-то Гагру освободим, Алик, но что будет на Восточном фронте?». Я ответил: «Будь уверен, победить Восточный фронт никто не сможет!». Он обнял меня, и мы разошлись.

Спустя несколько дней я обратился в штаб посоветоваться о том, как поступить с теми ребятами, которые стремятся попасть на Восточный фронт. Меня попросили представить их список.

Имея в виду прежде всего своих земляков, я поехал в Бзыбь, где дислоцировался батальон БМП. Так я вновь встретился с Леней Авидзба.

После обмена приветствиями он лукаво улыбнулся (до сих пор помню его доброе лицо) и сказал: «Хочешь, я угадаю, зачем ты приехал?». Я ничего не ответил. Он продолжил: «Дорогой Алик, ты прав, я бы поступил точно так. Мне очень трудно разлучиться с такими воинами, они отличные ребята, но я соберу их и передам твое предложение. Если кто желает, не могу им отказать. Это их право, но знай, они ребята смелые, честные, у меня на сердце они, отрываю их от него! Но разве важно, где они будут воевать и что освобождать?». В список желающих отправиться на Восточный фронт записались Эдик Вардания, Роберт Кварчия, Джон Кур-оглы, Юра Логуа. Леня попрощался с ними, пожелал им удачи, победы и вышел. Это была последняя встреча с Леней. Мне навсегда запомнились его приветливость и тонкий ум.

Самолет, который направлялся в Ткуарчал с продуктами, принял на борт четверых смельчаков, оружие было спрятано в мешках с мукой. Буквально перед вылетом с самолета спрыгнул и подбежал ко мне Роберт Кварчия: «Извини, Алик, я остаюсь». Самолет улетел, а Роберт отправился в свой батальон. Я больше с ним не виделся, Роберт Кварчия, Герой Абхазии, пал смертью храбрых. Роберт был любителем техники, при его жизни шутили, что он поменял пистолет на БМП. БМП, на которой было освобождено пол-Абхазии. БМП, которая принесла ему славу великого воина, освободителя любимой Родины. БМП, в которой он героически погиб.

Погиб и Леня Авидзба.

Память о Лене и Роберте как о воинах-победителях, хороших и честных парнях, с которыми меня свела судьба, навсегда останется в моей жизни.

С остальными ребятами мы часто видимся. Юра живет в Сухуме, хороший семьянин, тренер, уважаемый человек. Эдик Вардания недавно женился, живет в селе Эстонке. Джон Кур-оглы живет в Джгиарде, имеет троих детей. Все они занимаются честным трудом, какие были воины, такие и трудяги. Смелые, честные, хорошие парни.

Вот такими людьми и сильна страна Абхазия! Вот, кто победил в этой неравной войне! Вот, кто строит сегодня независимую страну!

Молодые должны знать их, брать с них пример, воспитывать своих детей, равняясь на таких людей.

А. КУР-ИПА, офицер в отставке с 1993 г. г. Сухум


Возврат к списку