Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Активная позиция ученого и гражданина 05.10.2011

Активная позиция ученого и гражданина

К 80-летию со дня рождения и 60-летию трудовой деятельности профессора А.Л. Папаскир

Люди бывают разные. Но по стилю жизни, на мой взгляд, все они укладываются в две диаметрально противоположные категории. Одни встают рано, торопятся к делу, работают быстро, спешно и с чувством усталости ложатся спать рано. Другие встают позже, приступают к делу медленно, не торопясь, работают спокойно, размеренно и с чувством удовлетворения ложатся поздно. По своей природе ко второй категории относится и Алексей Луманович Папаскир, чей восьмидесятилетний юбилей мы отмечаем.

А.Л. Папаскир родился 10 сентября 1931 г. в селе Кутоле Очамчырского района в традиционной абхазской семье, где царила социальная организация, которая определяется главным образом системой «старшинства-младшинства» – аищабре7ыбра. Семья была многодетной – родители за обеденный стол сажали семерых малолеток.

Случилось так, что один за другим умерли отец и мать, оставив нетрудоспособное потомство наедине с самим собой. Самых младших детей, в том числе и Алексея, государство определило в Сухумский детский дом, переведенный затем в Гантиади (Цандрипш). Здесь они учились семь лет, до конца Великой Отечественной войны. Во время войны, как с грустью вспоминает Алексей Луманович, дети испытывали чудовищный голод, и не потому, что не хватало продуктов питания, хотя и этот фактор имел место, а из-за многочисленных прихлебателей в лице воспитателей и педагогов, подавляющее большинство которых представляли элементы, дезертировавшие от армии в Грузии и окопавшиеся в этой «глухомани».

В 1947 году, когда ему было 16 лет, Алексей пошел в седьмой класс вечернего отделения сухумской средней школы № 2, так как не работать ему было нельзя – помощи со стороны не было. Однако завершить учебу здесь ему не пришлось. Беспощадный послевоенный режим, которым в абхазской действительности руководили одни грузины, поставил под сомнение целесообразность продолжения учебы абхазской молодежи в вечерних школах, всех их отправили на работу в Ткварчели (Ткуарчал) для приобретения профессии шахтера. Алексей хорошо освоил эту специальность, но любознательность, тяга к знаниям были в нем сильны, однако для продолжения учебы надо было сперва отслужить, и он с помощью более или менее влиятельных родственников добился призыва в армию раньше срока.

После демобилизации в 1952 г. Алексей незамедлительно отправился на поиски работы, которую можно было бы совмещать с учебой в школе, и здесь ему как абхазу пришлось преодолеть немало препятствий. Наконец, он устроился учеником в фотоателье, позже самостоятельным фотографом проработал порядка десяти лет. За это время без отрыва от работы он окончил школу, получил аттестат зрелости о среднем образовании. Затем, в конце пятидесятых, три года подряд «штурмовал» ВГИК, но ни разу фортуна ему не улыбнулась. Чуть позже она открыла ему двери Сухумского госпединститута, который он окончил, также без отрыва от производства, филологом. Продолжая работать, завершил и курс аспирантуры, в 1974 году защитил кандидатскую диссертацию, а в 2007-м – и докторскую.

Алексей Луманович – профессор кафедры зарубежной литературы Абхазского государственного университета, где ведет пять учебных дисциплин, в том числе курс лекций «Абхазо-русские литературные и культурные связи», введенный им в учебный план кафедры. А.Папаскир – автор шести книг различного объема и различной проблематики. Его перу принадлежит еще более семидесяти других научных публикаций, помещенных в различных коллективных монографиях, сборниках и журналах. Он выступает с научными докладами и сообщениями на научных форумах, конференциях и сессиях, проводимых в нашей стране и за ее пределами. И, что очень важно, все это продукт его медленного и неутомимого (такова ведь его природа), но упорного (что тоже в его характере) труда.

А.Папаскир – профессиональный филолог, но не в меньшей, если не в большей, мере и историк. Общественность Абхазии знает его именно как историка. Когда грузинские ученые присваивали себе обезов средневековых русских источников, ни один абхазский историк не мог сполна оппонировать им, как это сделал филолог Алексей Папаскир. Он, можно сказать, действовал, как бывалый стрелок, отличающийся превосходной меткостью. За это ему рукоплескали не только мы, его друзья, но и все те, кому не безразлично прошлое абхазского народа. Естественно, поэтому многие годы он был гоним со стороны тбилисских фальсификаторов средневековой истории абхазского народа. Даже в пределах родной страны ему – как «националисту» – тяжело было добиваться публикаций своей научной продукции. Он пережил и такие моменты жизни, когда его статьи вырывались из журналов, готовых к тиражированию или изданных уже, но не успевших попасть на полки книжных магазинов. В связи с этим с помощью ряда его абхазских коллег (О. Дамения, Р. Хонелия и др.) А. Папаскир сумел организовать несколько публичных лекций, в которых с присущей ему железной логикой твердо и принципиально отстаивал свою позицию и тем самым доводил ее до сведения воинствующих оппонентов. А последние, как правило, не ограничивались очередными ответами в устной или письменной форме, а передавали «дело» в высшие партийные органы, т.е. в Абхазский обком партии, где устраивали над лектором настоящее судилище.

Сегодня «Обезы» – монопольное владение А.Папаскир в историческом абхазоведении. Его большая, фундаментальная монография (548 стр.) «Обезы в древнерусской литературе и проблемы истории Абхазии», вышедшая в Сухуме в 2005 году, стала поистине радостным явлением в истории абхазской научной мысли. Давая ей оценку, ныне покойный академик Георгий Шамба сказал: «Трудно встретить сегодня исследование, где в столь одинаковой степени разработаны вопросы истории, археологии, этнологии, фольклористики, ...как в «Обезах...» А. Папаскир... Такой работой может гордиться любой научный форум историко-филологического направления». Действительно, в этой работе автор блестяще опроверг грузинских квазиученых, которые наводнили мировой книжный рынок ложным тезисом, согласно которому этноним «абхазы» и топоним «Абхазия» следует понимать как «грузины» и «Грузия», и следовательно, не абхазы – аборигены Абхазии, а грузины. Это опровергалось и раньше проф. Зурабом Анчабадзе, но без достаточной аргументированности. А Алексей Папаскир в конце данной проблемы поставил жирную точку. Далее А.Папаскир убедительнейшим образом показал, что средневековое Абхазское царство было подлинным абхазским государством, а не грузинским, как это хотели бы видеть тбилисские историки. Более того, после смерти бездетного абхазского царя Феодосия Слепого Абхазское государство не было упразднено, оно продолжало свое существование вплоть до нашествия военных полчищ с востока в середине XIII в., хотя с конца X в. его возглавляли этнические грузины.

Следует при этом отметить, что научный труд А.Папаскир «Обезы...», который без преувеличения можно назвать бесценным вкладом в историческую науку вообще, дался очень нелегко. Он обоснованно и скрупулезно вычленил сведения из «логова» грузинского научного круговорота, куда, мягко говоря, неправедным путем попал материал по абхазо-грузинским отношениям и в одночасье был превращен в «грузино-русские».

Тверд Алексей Луманович и как гражданин. Вне всякого сомнения, он активно выступал и выступает поборником прав родного народа: в известный период национально-освободительной борьбы он был одним из активных участников движения, его фамилия значится в числе ста тридцати подписантов «Абхазского письма», а также «Лыхненского обращения» и других судьбоносных для республики патриотических акций.

Алексей Луманович живет еще и жизнью своей, по современным параметрам, немалочисленной семьи – у него трое детей и три внука.

По понятию абхазов, сегодня проф. Алексей Папаскир вступил в самый почетный период жизни – в возрастную категорию а0ащмада. Как раз это тот возраст, когда умудренный жизненным опытом человек называется еще более почетным словом абырг, т.к он как «молельщик» – аныщъаю, как «обладатель долей родовой свечи» – ацъашьхъы зку, является связующим звеном между соплеменниками и верховным божеством – Анцъа.

Так пожелаем же нашему юбиляру Алесею Папаскир занять нишу жреца ученого мира Абхазии, чтобы он долго и долго высоко держал молебную свечу – культ вечного огня, который бы освещал всем нам дорогу, ведущую в храм науки!

Валерий БИГУАА, старший научный сотрудник АбИГИ, доцент АГУ


Возврат к списку