Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

09.03.2011

Железная дорога нам необходима!

Интервью министра экономики К.Озган

Уже около месяца российские специалисты ведут ремонт железнодорожного полотна на участке Сухум – Псоу. О дальнейших перспективах развития Абхазской железной дороги корреспонденту «РА» рассказала министр экономики Кристина Озган.

– Кристина Константиновна, какие работы предусмотрены соглашением с Российской Федерацией?

– В соответствии с межправительственным соглашением о предоставлении государственного экспортного кредита между правительством РА и ОАО «Российские железные дороги» заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту железнодорожной структуры на участках от Псоу до Сухума и от Очамчыры до Ткуарчала. Кредит предоставлен республике на 10 лет, но выплаты по нему начнутся лишь через 5 лет. По контракту будет заменено 100% железнодорожного полотна, 70% опор электропередач, приведена в порядок контактная сеть и проведена оптико-волоконная связь. Кроме того, в рамках проекта мы планируем, используя техвозможности РЖД, провести ремонт ответвленных участков путей до таких инфраструктурных объектов, как нефтебаза, мельзавод и др., для нормального их функционирования. На сегодняшний день практически завершена разработка проектно-сметной документации, и в ближайшее время её передадут на экспертизу. Ремонт самой железной дороги уже ведется. Приемка работ будет проводиться поэтапно. Для этого мы сформируем экспертную комиссию, в которую войдут все заинтересованные ведомства республики и руководство госпредприятия «Абхазская железная дорога», а также представители проектировщиков.

– А какова судьба участка железной дороги Сухум – Очамчыра?

– В данном проекте реконструкция этого участка не предусмотрена, на это просто не хватит средств. Единственно, что мы собираемся делать после демонтажа имеющихся путей – все будет оприходовано и сдано на склад, это не подлежит списанию и утилизации. Представители ОАО «РЖД» помогут нам оценить их состояние и возможность дальнейшего использования на других участках, в том числе на маршруте Сухум – Очамчыра.

– Запланирован ли ремонт вокзалов и станций?

– После того, как закончится ремонт, встанет вопрос интенсивного обслуживания этого участка Абхазской железной дороги. Поэтому мы обратились с просьбой к соответствующим министерствам РФ пустить полноценный поезд Сухум – Москва и две электрички Сухум – Псоу. И как следствие, встает вопрос восстановления вокзалов. Ныне они полностью разрушены, нет даже минимальной возможности предоставить какие-то условия пассажирам. Но ремонт этих объектов в соглашение не входит, поэтому по поручению Президента РА С.Багапш готовятся сметы расходов по ремонту кровли трех вокзалов – Гагрского, Гудатского и Сухумского – за счет государственных средств. Что касается ремонта самих зданий, то ни для кого не секрет, что они могут быть эффективно использованы определенными коммерческими структурами. Ранее эти объекты не были востребованы, но с учетом того, что теперь дорога станет активно развиваться, у деловых людей появится к ней определенный интерес. Подчеркну, что вопрос собственности этих объектов не рассматривается – они были и останутся государственными, но мы готовы развивать совместное с коммерсантами партнерство и рассматривать предложения инвесторов по ремонту вокзалов.

– И все же, какой смысл вкладывать такие серьезные суммы в реконструкцию дороги, если по ней в основном будут ходить только электрички и один пассажирский состав?

– Вы забываете о грузовых перевозках. В этом плане к Абхазии давно проявляют существенный интерес крупные компании, занимающиеся грузовыми перевозками и поставляющие товары по коридору Европа – Азия. Но проекты эти не находили применения в связи с ограничением транспортных возможностей: автомобильной дорогой перевозить товары нелегко и дорого, а железная дорога у нас не работает. Можно, конечно, было бы возить грузы морем, но здесь есть ограничения, связанные с признанием пункта приема – порта, который должен быть внесен в морской реестр. А железная дорога – это простой и недорогой способ доставки товара и к нам, и от нас. Не стоит забывать, что дорога и нам самим необходима…

– Кстати, а что непосредственно Абхазия будет иметь в плане получения дивидендов за использование грузоперевозчиками железной дороги? Ведь бытует мнение, что, дескать, после подписания соглашения все теперь будет забирать Россия.

– Все средства, которые мы заработаем на железнодорожных перевозках, останутся в республике. Что касается соглашения, то все позиции четко расписаны: Абхазия в лице унитарного предприятия «Абхазская железная дорога» – заказчик, ОАО «РЖД» – подрядчик, и этим все сказано. Мы платим, они ремонтируют – это все равно, что вы нанимаете строителей для возведения какого-то объекта. Еще раз подчеркну: железная дорога никому не передается, она была и останется собственностью РА и ею управляет республика.

– Сегодня железную дорогу восстанавливают россияне. A будут ли наши граждане задействованы в ее обслуживании?

– Хотим мы или не хотим, но вынуждены признать факт отсутствия в Абхазии профессионалов в этих вопросах, причем не только ремонтников, но и тех, кто после восстановления дороги должен будет её должным образом содержать и эксплуатировать. Поэтому на встрече с вице-президентом ОАО «РЖД» В. Воробьёвым Сергей Васильевич Багапш подчеркнул, что к этому тоже надо готовиться. В рабочем порядке мы обсудили этот вопрос, и уже есть договоренность, согласно которой руководство Северо-Кавказского участка РЖД поможет республике в подготовке графиков и логистике движения поездов в диспетчеризации, в тарифной политике, чтобы эффективность эксплуатации дороги была высокой. Все это для того, чтобы к моменту завершения ремонта эта система работала. И параллельно, пока россияне будут здесь находиться, мы договорились о подготовке собственных кадров. Мы не можем постоянно за счет привлеченного персонала решать собственные проблемы. Основное наше кредо – на Абхазской железной дороге должны работать наши люди.

– Вы сказали, что у нас будут задействованы российские поезд и электрички. Планирует ли правительство приобрести собственный подвижной состав?

– Конечно, нам очень бы хотелось иметь свои и пассажирский поезд, и электрички, но на сегодняшний день приобретение их для нас нереально. Но есть разные способы решения этого вопроса – арендные отношения либо лизинговые. Но это в будущем, а пока для начала надо, чтобы хотя бы российские поезда ходили.

– И все же неплохо было бы иметь свою электричку и пустить её по маршрутам Псоу – Сухум и Сухум – Очамчыра или Ткуарчал. Кроме того, это один из способов разгрузить границу и напрямую доставлять туристов в тот же Новый Афон или в Сухум...

– Полностью с вами согласна. Для примера: вначале, когда запускалась российская электричка Адлер – Гагра, было много скептических высказываний такого плана, что это, дескать, больше носит политический характер, нежели экономический. Но за полгода мы смогли убедиться, что экономически это очень выгодный проект. А если маршрут продлится до Сухума, а потребность в нем существует, он станет еще рентабельнее. Электричка единовременно везет 200 человек – это около 5 автобусов. Разве это плохо? Тем более, что проблемы, связанные с пересечением границы, в большинстве своем решаемы. Кстати, желающих попасть в прицепные вагоны поезда много больше, чем мест. Поэтому мы ведем переговоры с Минтранспорта РФ, с РЖД и с другими организациями, заинтересованными работать с нами, чтобы к летнему сезону к нам, пусть два раза в неделю, но ходил хотя бы один полноценный состав. Кроме того, к нам могли бы ходить туристические поезда с двух-трех-дневным визитом – это распространенный вид туристического отдыха. Впрочем, это уже вопрос к туроператорам.

– После ремонта железной дороги наверняка встанет и вопрос восстановления морского порта?

– Безусловно. Сегодня, как бы мы ни развивали порт, без железной дороги транспортная логистика прерывается, и он полноценно функционировать не сможет. По окончании ремонта дороги в повестку дня встанет вопрос восстановления порта. С учетом того, что близлежащие российские порты перегружены, к примеру, тот же Новороссийск, наш порт в обязательном порядке будет востребован.

– То есть, в любом случае, чтобы бы там ни говорили, восстановление железной дороги для Абхазии выгодно. Стоит, наверное, признать и тот факт, что своими силами мы эту дорогу не восстановили бы…

– Ну, в лучшем случае лет через 10 мы приступили бы к её ремонту, хотя еще вопрос, что к тому времени от нее бы осталось. Нам нет смысла терять время. И пусть в первый период прибыль будет для нас незначительной, но мы задействуем маршруты, покажем, что коридор работает, докажем, что Абхазия, с точки зрения использования её транзитных возможностей очень эффективна. Кстати, это уже сегодня признается. У нас появилась возможность быстро решить вопрос восстановления инфраструктуры, и мы ею воспользовались. Не стоит сомневаться в том, что дорога нам нужна – это один из глобальных проектов. В государстве должны функционировать все виды коммуникаций, в противном случае скорость движения средств и людей существенно снижается.


Возврат к списку