Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

21.09.2011

Проблема чистоты в «человеческом измерении»

Экологический аспект

Экологический вопрос – а точнее, мусорная его составляющая (назовем вещи своими именами) не случайно был обозначен в повестке дня одного из первых совещаний, назначенных избранным Президентом А. Анкваб сразу после выборов.

– Почему мы довели проблему до такой остроты? – обратилась корреспондент «РА» к руководителю Государственного экологического комитета по экологии и природопользованию Р. Дбар: – В чем ее корень? В организационных недочетах, отсутствии средств или, в первую очередь, в сознании населения?

– Можно привести десяток аргументов для объяснения комплексного характера проблемы, но главное – это отсутствие в сознании людей ответственности за чистоту окружающей среды вообще и среды своего обитания в частности. Налицо так называемый социальный инфантилизм – после нас хоть трава не расти. На этот раз в прямом смысле.

При всей остроте проблемы в пожарном режиме ее не решить, хотя мы сейчас принимаем меры, чтобы выправить положение (газета «РА» не раз писала об этом. – Ю.С.).

Чтобы изменить ситуацию радикально, надо так же радикально менять форму поведения наших граждан, будь-то жители села или горожане. Речь идет о детально продуманной долгосрочной программе, в реализации которой многое будет зависеть и от работы СМИ. Но не только.

Самое главное – воспитать правильное отношение к окружающей среде у тех, кто только начинает жить и познавать мир. И в этом процессе основная роль отводится школьным учителям и воспитателям детских садов. Но, подчеркиваю, желаемый эффект будет достигнут только в одном случае: если для того, кто отвечает за воспитание, экологически оправданное поведение – не отработка государственного задания, а образ жизни.

Очевидно, что штрафными санкциями и другими карательными мерами ситуации не изменить. Но это не значит, что надо отказаться от ужесточения мер административного наказания по отношению к злостным нарушителям порядка.

Корень проблемы – в общественном сознании, отсюда и надо начинать. Но формирование культуры поведения – длительный и поначалу неблагодарный процесс. Но это безальтернативный путь.

В то же время нам и действовать надо, действовать сейчас, а не спустя десятилетия, когда в обществе глобально изменится психология. Так, именно сегодня, не дожидаясь строительства перерабатывающих предприятий, необходимо решать вопрос раздельного сбора и переработки твердых бытовых отходов и, в первую очередь, выделить место для сбора наиболее опасной их части. Речь идет об отработанных элементах – батарейках, содержащих тяжелые металлы, лампах дневного света (в них наличествуют пары ртути). И объемы такого рода отходов постоянно растут.

Вот почему важно сортировать мусор изначально в каждом доме, на этапе его сбора. В связи с этим отмечу еще один аспект: после открытия свалки в селе Владимировке гулрыпшцы были удивлены, что следом за машинами с контейнерами к ним зачастили целые бригады неизвестного происхождения, деловито осматривающие «свежий» мусор. Оказалось, это собиратели цветного металла.

Стихийная сортировка мусора происходит на всех свалках. Общеизвестно, что группы людей, вынимающие из мусора наиболее ликвидные составляющие, существуют во всем мире. И Абхазия – не исключение. Но это негативный процесс, создающий дополнительные проблемы. Так что нам надо подумать о том, чтобы каждая свалка получила статус объекта, которому необходима охрана.

Но вернемся к воспитанию. Мы уже сегодня можем поставить в каждом дошкольном учреждении маленькие яркие контейнеры, куда малыши (поначалу в форме игры) будут выбрасывать отслужившие батарейки, упаковку из пластика, бумагу. А воспитателям стоит предложить ребятам проследить судьбу батарейки, которая еще вчера давала жизнь часам, телефонам, разного рода технике, в том числе и игровым приставкам, которые они так любят. И объяснять, что, отслужив, батарейка стала опасной.

Пока же мы решаем вопрос чистоты наших улиц экстенсивным способом – приглашаем все новых и новых работников. Но это не наши граждане, они приезжают к нам из-за рубежа. В то время, как в обществе растет недовольство, что гастарбайтеров становится у нас слишком много, желающих по-хозяйски взять на себя ответственность за чистоту наших городов и сел так и нет. При этом мы не задумываемся, что каждый брошенный окурок, каждая банка из-под выпитой колы «работает» на увеличение числа приезжих работников.

– Хочу обсудить еще один момент: мусор в пещерах. Я знаю, что у нас не первый год работает группа спелеологов, которые занимаются очисткой пещер от накопленного мусора, его вывозом и утилизацией. Так вот этого мусора, оставленного человеком, – многие тонны. Насколько это опасно для экологии?

– Карстовые полости вообще и пещеры Абхазии в частности играют огромную роль в экологическом равновесии мира. Они – своего рода фильтр, через который проходит вода со снежников, питающая реки, а реки питают нас, людей. Ученые, работающие в пещерах, пришли к выводу, что мусор в пещерах становится источником загрязнения природной среды тяжелыми металлами.

Считаю, в перспективе нам нужно подумать о внедрении опыта наших коллег – экологов из Непала. В этой стране каждый входящий на территорию Национального парка предъявляет и взвешивает все, что у него с собой, и оплачивает своего рода пошлину в зависимости от веса ввозимого. Если же на обратном пути он вывозит тот же груз, деньги ему возвращаются. Они так и называются – «мусорные» деньги.

– Как-то в случайной машине мы заговорили об экспедиции на Снежную. Молодой водитель страшно удивился, узнав, что вторая по глубине пещера мира находится в Абхазии, и заинтересовался, где же первая. Он был просто потрясен, узнав, что и первая в мире – Крубера – тоже находится у нас. Почему он не знал этого раньше?

– Мы недостаточно говорим об этом, мало пишем в прессе. И в Интернете информацию об этом можно получить только на специальных сайтах. На первых полосах газет редко сообщают о начале экспедиций. О спасательных операциях – да, пожалуйста, а вот информация о состоянии самого главного, без чего невозможна жизнь, – природы – размещается в большинстве средств массовой информации по остаточному принципу.

А ведь наши пещеры – это своего рода Эверест наоборот. У нас горная страна, и мы мечтаем о развитии туристического бизнеса. Но это окажется невозможно, если мы не научимся управляться с мусором. Каждый знает, что стоит чуть углубиться в лес от центральной трассы, как тут же наталкиваешься на стихийные свалки бытового и строительного мусора. И это у нас в Абхазии повсеместно. Если же мы сумеем изменить ситуацию, то это откроет новые перспективы сделать туристическую сферу более доходной.

Проблема мусора сложна в принципе. Для ее решения нужны не только колоссальные финансовые затраты, она сложна «человеческим измерением». Мы сможем решить ее, когда забота об экологии страны станет задачей каждого ее жителя – без игнорирования мелочей и создания провокационных обстоятельств.

Стабильность и успешное развитие государства в современных условиях возможны только при нашей способности справляться с отходами своего потребления, как бы неполиткорректно это ни звучало.

– Спасибо за беседу.


Возврат к списку