Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

15.09.2011

Псху – село многострадальное

Страницы истории нетленны

До 1864 года село Псху было заселено абхазами. В мае 1864 г. с перевалов Санчара и Доу с большим трудом сюда спустились царские войска, имея в своем составе пехотные части и артиллерию. Считается, что пятью годами раньше под степями дагестанско¬го аула Гуниб закончилась известная Кавказская война, однако последний бой Кавказ¬ской войны был в селе Псху, где к тому времени сосредоточилась легкая конница черке¬сов, отступивших с других территорий Кавказа под давлением царских войск. Русская артиллерия без особого труда разгромила эту конницу, а жители Псху все до единого ушли в Турцию.

О трагедии псхусцев очевидец Тарас Анчабадзе (Ачба) рассказывает: «Ужасно бы¬ло видеть, с какой нежностью жители Псху прощались со своей родиной. С утра до вече¬ра были слышны душераздирающий плач женщин и детей, их крик, грустные песни. Ве¬черами по старым обычаям приносили жертвы, резали овец и кур, готовили на дорогу бастурму, сыр, пекли каду, в бурдюки наливали вино. Прощальные обеды и поминки по умершим продолжались неделями в домах и на кладбищах. Со всех краев приходили гости и друзья, чтобы попрощаться с выселяемыми, желали им счастья в новой стране, произносили прощальные тосты. Грустные седые старики с неспокойными лицами бро¬дили среди могил предков, прощались с ними, навсегда оставляя землю отцов и дедов. Стройные всадники, которые не желали продавать своих коней, неоднократно спасавших хозяев от смертельной опасности, выводили их к лесу и выстрелом в ухо убивали люби¬мых существ. Особенно крик и плач были сильны, когда группа махаджиров направ¬лялась к Сухуму. Кричали и плакали как уходящие, так и провожавшие. И сегодня не мо¬гу без волнения вспоминать эти тяжелые дни прощания абхазов с родиной...

В середине мая 1864 года в Псху не осталось ни одного абхаза. Перед уходом они поджигали все дома и строения. В Псху теперь стоял только русский полк. Вокруг – сожженные села, оставленные сады, полное безлюдье. Покинутые хозяевами голодные со¬баки и кошки рыскали по бывшим поселениям. Полку уже нечего было делать в Псху. Некого было «усмирять». Поступил приказ о возвращении в Сухум».

Все вышеизложенное – фрагменты из книги Г. Дзидзария «Махаджиры», и привел я их для того, чтобы читатель мог ярче представить горькую судьбу этого на¬шего горного села, с которой и мне пришлось соприкоснуться уже в годы Великой Оте¬чественной войны 1941 – 45 годов.

Но прежде отмечу, что после подавления революции 1905 года часть бежавших от пресле¬дования царских властей революционеров нашла убежище в этом селе. В 1924 году, по¬сле закрытия Новоафонского монастыря, часть монахов также перебралась сюда. Зачас¬тую под монастырскими одеждами скрывались офицеры Донской армии, разбитой крас¬ными войсками. Только в 1930 году жизнь на этой многострадальной земле вошла в нормальную колею. В селе открыли школу, магазин, пекарню, организовали колхоз име¬ни 1 Мая, в котором трудились жители не только села Псху, но и окрестных хуторов Грыбза, Агурипста, Бетага, Решевей и Санчара.

22 июня 1941 года грянула Великая Отечественная война. Когда фашисты не смогли в короткие сроки взять Москву и Ленинград, немецкое командование разработало специальный план овладения Кавказом под условным наименованием «Эдельвейс».

Для захвата Главного Кавказского хребта подручный бесноватого фюрера Клейст выделил 49-й горнострелковый корпус, бойцы которого для ведения войны в горных условиях были специально подготовлены в Альпах. Во второй половине августа 1942 года горнострелковая дивизия «Эдельвейс» под командованием генерала Ланца через Санчарский перевал подошла к Псху. Замысел заключался в том, чтобы, овладев этим селом, прорваться через перевал Доу и после захвата сел Хабью и Ачандара Гудаутского района выйти на побережье Черного моря.

Между тем в Псху оставались в основном женщины, пожилые мужчины и дети. Председатель колхоза А. Шишин организовал отряд самообороны, в который входили: В. Акименко, М. Авидзба, И. Тлисов, братья Мартын и Емельян Казаренко, X. Псху, П. Семененко, Г. Дрин, М. Жуков, В. Дармилов, П. Горлов, П. Иванов и другие, всего 50 человек, в том числе подростки. Их вооружили в основном охотничьими ружьями (одна винтовка на двоих с 15-ю патронами), и они заняли оборону. Немецкое командование перед штур¬мом решило провести разведку. Разведгруппа проникла в село, но была окружена и уничтожена силами отряда самообороны. Немцы направили новую разведгруппу, кото¬рую постигла та же участь. Решив, что им противостоят регулярные войска, фашисты решили провести разведку боем и уточнить положение. И на этот раз они были уничтожены. Только несколько человек, вырвавшись из окруже¬ния, доложили командирам, что в селе нет никаких войск, а бой ведут местные жители.

Пока отряд самообороны сражался с оккупантами, несколько смельчаков отправи¬лись в Сухум с просьбой срочно оказать помощь, закрыв перевал Доу.

Руководство ЗАКВО незамедлительно стало подтягивать войска к перевалам Главного Кавказского хребта: батальоны 394-й стрелковой дивизии, 25-й погранполк, учеб¬ный полк Сухумского военно-пехотного училища, истребительный батальон Гудаутского района, 2 батальона курсантов Первого Тбилисского военно-пехотного училища (в нем и служил автор этих строк) и другие.

С 1 по 9 сентября 1942 года эти воинские подразделения вели бои за Псху, и оно было полностью освобождено, а немцы отошли на Санчарский перевал и заняли оборону.

В это время ожесточенные бои проходили на Клухорском перевале. 4-я немецкая горнострелковая дивизия через Клухорский перевал, по туристским тропам вышла в другую, северо-восточную часть Абхазии и заняла село Гуандра Ажарского сельсовета, через которое проходила Военно-Сухумская дорога. Планировался выход к Черному морю в районе Сухума.

В разгроме фашистов при освобождении села Псху и перевалов большую роль сыграл командир группы войск Санчарского направления генерал-полковник Иван Пияшев. Всюду можно было слышать: «Пияшев – гроза фронта», «С Пияшевым можно пере¬вернуть горы вместе с немцами».

В конце 1942 года все перевалы были освобождены от немецких оккупантов, и на¬ша дивизия была направлена на освобождение Северного Кавказа.

Говоря о героических подвигах наших воинов на перевалах, не могу не назвать своих собратьев по оружию. Это С. Аджба, М. Кортуа, М. Чичба, В. Дзкуя, Ш. Дасания, С. Рябец, И. Тесленко, Л. Дзидзария, С. Отырба, В. Джугелия и другие.

После окончания войны мне очень хотелось найти своих боевых друзей. Однажды попалась в руки книга В. Гнеушева и А. Попутько «Тайна Марухского ледника». В ней я нашел имена нескольких человек из нашего училища. 23 февраля 1974 года с помощью сотрудников Абхазского госмузея Л. Прицкера и Н. Шенкао я пригласил их в Гагру (оттуда мы ушли на фронт), чтобы открыть мемориальную доску у входа в дом отдыха «Жоэкуара». Группа ветеранов приехала сюда. Гагрский горком партии устроил боль¬шой митинг с приглашением общественности, ветеранов войны, школьников. Мемори¬альную доску открыли М. Мустафаев (из Баку), Ш. Хаджинов (из Ставрополя) и я. На ней золотыми буквами было написано: «Отсюда в 1942 году к Санчарскому перевалу ушли и преградили путь врагу батальоны Первого Тбилисского военно-пехотного училища». К сожалению, в 1992 году грузинские вандалы сняли и уничтожили эту мемориальную доску.

Участники той встречи договорились 9 сентября 1976 года приехать в село Псху и отметить вместе с его жителями 34-ю годовщину освобождения от немецких оккупантов.

И вот в этот день по приглашению штаба совета ветеранов названного пехотного училища, созданного при Абхазском госмузее, в село Псху приехали участники его ос¬вобождения М. Мустафаев, И. Кандарели, Н. Хаджинов, Р. Петрозашвили, Б. Борисов, А. Андрейко, Е. Тавровский, Б. Еуров, А. Жуковский, В. Воротников, Н. Месропов, Е. Шевадзуцкий. Пришли на встречу и местные жители – братья М.и Е. Казаренко. Псхусцы встретили нас, как своих родных, с цветами. У обелиска защитникам Кавказа был прове¬ден митинг, звучали воспоминания о героических днях и героях, многие из которых пали в горах.

Эти встречи стали традиционными. При посещении боевых мест в окрестностях села мы обнаружили много человече¬ских останков, медальоны и другие предметы. От жителей села я узнал, что за последние годы сюда приезжали несколько поисковых отрядов, в основном учащиеся и студенты из разных регионов СССР, которые занимались не только выявлением личностей погибших, но и перезахоронением их останков и уведомлением об этом родственников.

Я установил адреса нескольких поисковых групп и стал с ними переписываться. Почти все они ежегодно приезжали в Сухум, и я им помогал и ночлегом, и транспортом, а иногда сопровождал по боевым местам. На перевалах большую работу проводили по¬исковые отряды «АСЮТ» из Донецкой области, «Романтик» из Одесского политехниче¬ского института, «Долг» из Московского городского совета по туризму, «Kрокyc» из г. Таганрога, а также группы из АГУ и 10-й абхазской средней школы Сухума. Силами этих отрядов были установлены личности более 300 воинов, погибших при защите Кав¬каза, о чем были уведомлены их родственники.

Особо хочу сказать об отряде «АСЮТ» во главе с преподавателем географии Ю. Войнаровичем, который вел поиски более 20 лет. Ими установлены личности более 100 воинов. Они также создали два музея Боевой Славы – один у себя в школе, а второй – на Санчарском перевале, в бывшей землянке. В музеях были собраны многочисленные фотографии участников обороны Кавказа, схемы, карты, документы, вырезки из газет, вос¬поминания ветеранов. Они организовали любительскую студию «АСЮТ-фильм», и снятые ими фильмы «Баллада о лейтенанте Малышеве», «В памяти сердца моего» и другие стали призерами нескольких республиканских конкурсов юных кинолюбителей. В 1982 году их фильм «Санчара в огне» был удостоен почетных грамот Министерства культуры Украины и Абхазского обкома комсомола. Они собирались приехать в Сухум и показать все свои фильмы (более 15) сухумчанам, но помешала грузино-абхазская война. К сожалению, с 1992 года между нами нет никакой связи, но надеюсь, их благородное дело будет продолжено.

В конце 80-х годов прошлого века руководители Абхазского государственного музея и Одесского политехнического института договорились построить музей Боевой Славы на Марухском перевале. К сожалению, и этому благородному делу помешала война.

В сентябре 2011 г. отмечается 69-я годовщина освобождения села Псху от немецко-фашистских захватчиков. Пользуясь случаем, хочу пожелать всем жителям Псху и его защитникам здоровья, благополучия, мира и счастья.

А. ТАРИЯ, председатель Республиканского Совета ветеранов Абхазии, почетный гражданин села Псху


Возврат к списку