Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

07.09.2011

Что символизирует такой абхазский сувенир?

Редакционный телефон зазвонил так требовательно и громко, что в кабинете все интуитивно почувствовали: звонок не простой. Так и оказалось. В трубке раздался голос уже хорошо нам знакомого уважаемого Хакибея, ставшего в последнее время и добрым другом газеты, и автором некоторых мнений, предложений и критических замечаний, опубликованных на ее страницах.

С первых же слов стало понятно, что старый сельчанин чем-то крайне взволнован и обеспокоен. – Что случилось? Нужна помощь? Ради Бога, не стесняйтесь, говорите!

– Не знаю пока какая, но, думаю, помощь нужна не мне, а многим из нас, – сказал Хакибей.

– А в чем дело?

И Хакибей рассказал, а потом, фактически, и показал то (примерно через 30 минут после звонка девушка принесла в редакцию небольшой сверток), что повергло его в состояние шока, заставило покраснеть от стыда и негодования, схватиться за голову, а потом и за телефонную трубку. А рассказал уважаемый и повергнутый в отчаяние Хакибей следующее:

К его сыну приехали друзья из России: муж, жена и их 16-летняя дочка. Свято чтя все законы абхазского гостеприимства, семья Хакибея от мала до велика окружила дорогих гостей вниманием и заботой. Поездка на озеро Рица ожидалась с нетерпением – гости были наслышаны о его неземной красоте. Приехали. Конечно, само озеро покорило гостей. И горы – величественные, большие – впечатляли. Но потом начались сюрпризы: цены в кафе на тарелку мамалыги, чашку кофе, бутылку воды – ошарашивали; в уши бесперебойно бились звуки «импортных» мелодий. «А где абхазские песни? Где национальные музыкальные переливы на свирели, апхиарце?» – Интересовались гости, настроение которых уже было подпорчено ценами, весьма ненавязчивой культурой обслуживания, разными поборами на трассе (ленточки желания, фотосъемки на фоне скалы, водопадов и т.д.). И квинтэссенция! Сувениры! В ворохе «магнитиков», бус, браслетов, кофеварок, картинок, подсвечников, полотенец, вееров и т.д. – и все с надписью «Абхазия», очень выпукло (в прямом и переносном смысле) смотрелась кружка, представляющая собой ничем не прикрытые объемные формы женской фигуры (вид спереди и вид сзади). Тут же услужливо подсказан и размер достоинств – XXL, на других экземплярах другая надпись «ЧМО». И над всем этим – «Абхазия».

Мы могли бы предложить снимок этого «произведения искусства», но посчитали неприличным для страниц нашей газеты, пощадили и наших читателей, у большинства из которых, уверены, реакция была бы такой же бурно-возмущенной, как у Хакибея и у нас.

Этот «сувенир» гости семьи купили, чтобы показать и вызвать адекватную реакцию у тех, кто как-то занимается торговлей, заботится о престиже нашей республики. Девушка, которая по поручению Хакибея принесла в редакцию эту кружку, рассказала нам, что Хакибею при виде этого сувенира просто стало плохо: пришлось давать корвалол, а потом он долго кричал: «Тот, кто завез в Абхазию это безобразие, человек безнравственный, а написавший там – «Абхазия» – преступник! Что символизирует этот сувенир? Что из прекрасного в Абхазии раскрывает он?».

В редакции тоже заинтересовались происхождением этого «национального подарка». И вот что разузнали. Во-первых, части тела «прекрасной дамы» (без головы) в виде кружки попросту заполонили Абхазию. Они и на Рице, и в Новом Афоне, и в Сухуме, и в Гагре…Реализаторы сувениров сказали, что их самих очень смущает этот «привет из Абхазии», но это привозят хозяева, и они вынуждены продавать. И многие другие сувениры не отличаются художественным вкусом, оригинальностью и не несут в себе национального смысла, колорита – не являются символом и истинной памятью о нашей стране.

По предположению некоторых реализаторов, этот и многие другие сувениры завозятся из Украины, другие считают, что их делают в Гагре.

В управлении экономики и прогнозирования Администрации Сухума на вопрос редакции газеты «Республика Абхазия» известно ли им, что в столице Абхазии распространяются такие сувениры, ответили, что неизвестно, что они контролируют только наличие лицензии на право торговли. Но полностью разделяют негодование уважаемого Хакибея и коллектива редакции.

В налоговой инспекции Администрации г. Гагры Р. Ардзинба отверг предположение, что в Гагре работает предприятие по производству керамических изделий. Он пообещал усилить контроль за завозимой продукцией, сказав при этом, что права запрета, изъятия отдельных видов товара у них нет.

В Министерстве культуры тоже нет соответствующего отдела, который бы следил за содержанием, за соответствием национальным интересам сувениров, увозимых из Абхазии.

С большим чувством сожаления, негодования и непонимания приходится констатировать: многое у нас отдано на откуп личным интересам и вкусам, которые не всегда совпадают с общественными и наносят ущерб национальным приоритетам.

С помощью уважаемого Хакибея публикацию подготовила Лилиана ЯКОВЛЕВА


Возврат к списку