Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
Сухумские джазовые мотивы
Мнение любителя
Я люблю джаз. Эта любовь возникла у меня в конце 50-х годов XX века, когда я учился в сухумской 10-й абхазской средней школе. Привил ее мне Уиллис Кановер, знаток джаза на радиостанции «Голос Америки». Слушал тайком в 12 часов ночи, и сейчас стоит в ушах его хрипловатый голос, – иначе было опасно. Даже ходило тогда такое выражение: сегодня слушаешь джаз, а завтра – Родину продашь. Между тем наш город Сухум благодаря оркестру, которым руководил Саша Эсебуа, Робику Митычяну и его младшим братьям, Юре Герия и другим, был джазовым. Вспоминаю встречу нового 1960 года в Синопе – я стоял у рояля и всю ночь с умилением наблюдал, как наш Робик Митычян, говоря словами поэта Бориса Пастернака, «клавишей стаю кормил с руки».
В Сухум приезжали родоначальники советского джаза Леонид Утесов, Раймонд Паулс с рижским эстрадным оркестром (РЭО), Эдди Рознер, Олег Лундстрем, джазовый пианист «папаша» Эрл Хайнс, мичиганский филармонический оркестр (исполнял композиции Гленна Миллера), джазовая певица Джерри Скотт и другие.
В 60-70-х годах в Сухуме плотно осели бакинские ребята: рок-певец и гитарист Альбин, аккордеонист Валя Алиханов, контрабасист Раф Антонов и харьковчанин тенор-саксофонист Валерий Кислый.
Потом в джазовой жизни Абхазии образовалась «дыра» примерно в четверть века, вызванная и предвоенной ситуацией, и самой грузино-абхазской войной, и ее последствиями.
И вот, четыре года назад произошел прорыв – джаз вновь вернулся в Сухум и на этот раз с певицей Тамарой Вороновой, уроженкой нашего города. Она привезла сочинский бигбэнд. Концерт состоялся в Русском драмтеатре, организованный на одном энтузиазме, он прошел на ура, с аншлагом. Это был праздник для горожан, истосковавшихся по джазу. Они отдавались ритму джаза, многие профессионально подпевали.
После выступления Тамары стали поговаривать и о развитии абхазского джаза, а Хибла Герзмава, известная оперная певица, привезла в Абхазию джазового пианиста Даниила Крамера, негритянскую исполнительницу, пела с ними и сама. Хотя подобный эксперимент лично мне не понравился.
Прошло некоторое время, и Тамара Воронова в Польше выпустила первый альбом-диск с классическими джазовыми хитами в собственной интерпретации, прослушав который, профессионалы назвали ее состоявшейся джазовой певицей.
И вот недавний концерт Тамары в переполненном зале Абхазской филармонии, который все истые любители джаза с волнением ждали. И не ошиблись. В этот раз она привезла в Абхазию, несмотря на протесты со стороны Грузии, польских джазовых музыкантов, свой «Рэйвен квинтет». Играли профессионально. Когда саксофонист Мариуш Козловский исполнял соло, я вспомнил игру Чарли Паркера из легендарной группы «Мессенджерс». А наша Тамара за четыре года здорово выросла в творческом плане, выпустила отличный диск, ее пение «вживую», а не под «фанеру», в последнее время редкое явление.
Сильное глубоко душевное и мелодически-лирическое сопрано Тамары с различными нюансами обертонов просто завораживает. И внешне она выглядела очень эффектно: длинное платье строгого пошива. Корректно держала себя на сцене. Все это гармонировало с ее великолепным пением. Она исполнила ряд классических джазовых хитов, вошедших в альбом, затем всех восхитил и русский романс «Утро туманное», исполненный с цыганскими переливами (кстати, автор музыки – музыкант-любитель, офицер Эраст Абаза), и популярная абхазская народная песня «Сылашара» в ее собственной джазовой обработке. А совместное выступление джазового квинтета и симфонического оркестра Абхазии под руководством Давида Терзяна – это ли не есть возрождение у нас симфоджаза? А на концерте в ДЭМе весь зал увлеченно танцевал под пение Тамары.
Итак, событие состоялось – триумф Тамары и праздник для нас, простых зрителей, любителей джаза. Хочется, чтобы этот «праздник был всегда с нами». Для этого надо бы у нас в Абхазии периодически устраивать международные джазовые фестивали под эгидой Тамары Вороновой, например, в бархатный сезон, и не обязательно в филармонии, можно на набережной или еще где-нибудь на пленэре. Здесь, конечно, нужна финансовая поддержка государства. Джаз – это сама жизнь, так пусть она будет полнокровной.
Олег БГАЖБА
P.S. После выступлений в Сухуме и Гагре Тамара Воронова и группа «Рэйвен квинтет» участвовали в международном джазовом фестивале в Сочи. Прослушав выступление, мэтр джаза А. Кролл сказал, что его ничем уже удивить нельзя, но Тамара его удивила...