Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

07.09.2011

Сухумские джазовые мотивы

Мнение любителя

Я люблю джаз. Эта любовь возникла у меня в конце 50-х годов XX века, когда я учился в сухумской 10-й абхазской средней школе. Привил ее мне Уиллис Кановер, знаток джаза на радиостанции «Голос Америки». Слушал тайком в 12 часов ночи, и сейчас стоит в ушах его хрипловатый голос, – иначе было опасно. Даже ходило тогда такое выражение: сегодня слушаешь джаз, а завтра – Родину продашь. Между тем наш город Сухум благодаря оркестру, которым руководил Саша Эсебуа, Робику Митычяну и его младшим братьям, Юре Герия и другим, был джазовым. Вспоминаю встречу нового 1960 года в Синопе – я стоял у рояля и всю ночь с умилением наблюдал, как наш Робик Митычян, говоря словами поэта Бориса Пастернака, «клавишей стаю кормил с руки».

В Сухум приезжали родоначальники советского джаза Леонид Утесов, Раймонд Паулс с рижским эстрадным оркестром (РЭО), Эдди Рознер, Олег Лундстрем, джазовый пианист «папаша» Эрл Хайнс, мичиганский филармонический оркестр (исполнял композиции Гленна Миллера), джазовая певица Джерри Скотт и другие.

В 60-70-х годах в Сухуме плотно осели бакинские ребята: рок-певец и гитарист Альбин, аккордеонист Валя Алиханов, контрабасист Раф Антонов и харьковчанин тенор-саксофонист Валерий Кислый.

Потом в джазовой жизни Абхазии образовалась «дыра» примерно в четверть века, вызванная и предвоенной ситуацией, и самой грузино-абхазской войной, и ее последствиями.

И вот, четыре года назад произошел прорыв – джаз вновь вернулся в Сухум и на этот раз с певицей Тамарой Вороновой, уроженкой нашего города. Она привезла сочинский бигбэнд. Концерт состоялся в Русском драмтеатре, организованный на одном энтузиазме, он прошел на ура, с аншлагом. Это был праздник для горожан, истосковавшихся по джазу. Они отдавались ритму джаза, многие профессионально подпевали.

После выступления Тамары стали поговаривать и о развитии абхазского джаза, а Хибла Герзмава, известная оперная певица, привезла в Абхазию джазового пианиста Даниила Крамера, негритянскую исполнительницу, пела с ними и сама. Хотя подобный эксперимент лично мне не понравился.

Прошло некоторое время, и Тамара Воронова в Польше выпустила первый альбом-диск с классическими джазовыми хитами в собственной интерпретации, прослушав который, профессионалы назвали ее состоявшейся джазовой певицей.

И вот недавний концерт Тамары в переполненном зале Абхазской филармонии, который все истые любители джаза с волнением ждали. И не ошиблись. В этот раз она привезла в Абхазию, несмотря на протесты со стороны Грузии, польских джазовых музыкантов, свой «Рэйвен квинтет». Играли профессионально. Когда саксофонист Мариуш Козловский исполнял соло, я вспомнил игру Чарли Паркера из легендарной группы «Мессенджерс». А наша Тамара за четыре года здорово выросла в творческом плане, выпустила отличный диск, ее пение «вживую», а не под «фанеру», в последнее время редкое явление.

Сильное глубоко душевное и мелодически-лирическое сопрано Тамары с различными нюансами обертонов просто завораживает. И внешне она выглядела очень эффектно: длинное платье строгого пошива. Корректно держала себя на сцене. Все это гармонировало с ее великолепным пением. Она исполнила ряд классических джазовых хитов, вошедших в альбом, затем всех восхитил и русский романс «Утро туманное», исполненный с цыганскими переливами (кстати, автор музыки – музыкант-любитель, офицер Эраст Абаза), и популярная абхазская народная песня «Сылашара» в ее собственной джазовой обработке. А совместное выступление джазового квинтета и симфонического оркестра Абхазии под руководством Давида Терзяна – это ли не есть возрождение у нас симфоджаза? А на концерте в ДЭМе весь зал увлеченно танцевал под пение Тамары.

Итак, событие состоялось – триумф Тамары и праздник для нас, простых зрителей, любителей джаза. Хочется, чтобы этот «праздник был всегда с нами». Для этого надо бы у нас в Абхазии периодически устраивать международные джазовые фестивали под эгидой Тамары Вороновой, например, в бархатный сезон, и не обязательно в филармонии, можно на набережной или еще где-нибудь на пленэре. Здесь, конечно, нужна финансовая поддержка государства. Джаз – это сама жизнь, так пусть она будет полнокровной.

Олег БГАЖБА

P.S. После выступлений в Сухуме и Гагре Тамара Воронова и группа «Рэйвен квинтет» участвовали в международном джазовом фестивале в Сочи. Прослушав выступление, мэтр джаза А. Кролл сказал, что его ничем уже удивить нельзя, но Тамара его удивила...


Возврат к списку