Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

05.09.2011

В ритме времени

Заметки политолога

26 августа состоялись выборы президента Абхазии. Третьим Президентом в истории нашей страны стал Александр Анкваб, ранее занимавший ряд важных должностей в республике, в том числе пост Вице-президента. Большинство экспертов и политиков, как в нашей стране, так и за рубежом, признают, что выборы были конкурентными, острыми и открытыми, прошли без существенных нарушений, и не признать их нельзя. Абхазы выбрали свое будущее. В то же время нельзя забывать, что и значимость самих выборов была весьма высокой – решалась судьба страны, определялись ориентиры ее дальнейшего развития. Поэтому выборы президента прошли, что называется, в ритме времени.

Признание независимости, которое абхазы обрели в 2008 году, поставило между тем немало вопросов. Куда двигаться? Как развивать экономику? Как строить государственность? Конечно, было очевидным, что импортировать какую-то западную или восточную модель невозможно. В Абхазии есть и своя специфика, и свои проблемы, и совершенно иные стартовые возможности. К примеру, Сингапур, который любят приводить в качестве примера некоторые эксперты и политики в республике, также начинал фактически с нуля. Однако получив независимость, сингапурцы сделали ставку на жесткую борьбу с коррупцией, которая традиционно считается одной из главных проблем на Востоке, и на привлечение иностранных инвестиций. Затем уже доля от иностранных инвестиций направлялась на развитие инфраструктуры, обучение местных кадров, формирование благоприятной финансовой среды.

В Абхазии политическая и экономическая ситуация сложилась несколько иначе. Республика несла на себе бремя страны, вышедшей из тяжелой войны. Абхазы долгое время находились фактически в изоляции, имея статус непризнанного государства. Экономика за годы войны была разрушена, а изоляция не давала прийти иностранным инвестициям. Говорить о более-менее серьезном продвижении вперед можно лишь с 2008 года, после признания Абхазии как независимой страны рядом государств.

В связи с этим на кандидатов в президенты население априори возлагало большие надежды. Для Абхазии фигура президента становится поистине знаковой. Первый Президент страны Владислав Ардзинба возглавил Абхазию в сложный период, и на его плечи легли борьба за независимость, война, поствоенное развитие государства. Сергей Багапш был у руля государства в период все более и более явной угрозы начала новой войны с Грузией после прихода к власти Михаила Саакашвили. Ему суждено было быть Президентом в период признания Абхазии как независимого государства, к чему он и сам приложил немало усилий. Его смерть стала неожиданной и болезненной для всей республики.

Досрочные выборы президента должны были показать миру и самим абхазам, что страна двигается вперед, государство устоялось, и даже в сложные периоды политической жизни Абхазия может найти в себе силы идти путем суверенитета.

Сегодня на постсоветском пространстве выборы обычно проходят более-менее предсказуемо. В предыдущие годы в нашей стране всегда было понятно между кем идет реальная конкуренция. Сейчас же развитие избирательной кампании получилось многовариантным. В этой ситуации большой вес приобрели все политические игроки. Основные ставки, конечно были сделаны на то, что реальная борьба развернется между Александром Анкваб и Сергеем Шамба, но в целом ситуация была неопределенной. Неочевидная расстановка сил на момент голосования сделала кампанию интересной, напряженной и очень динамичной.

Население ждет лучшего, и обрисовать контуры будущего для простых абхазов кандидатам в президенты необходимо было максимально внятно и лаконично.

Убедительная победа Александра Анкваб (набрал 54,9% голосов) – в первую очередь это результат грамотно организованной предвыборной кампании. Следуя политологическим канонам, его избирательную стратегию можно обозначить как «soft power» (мягкая сила). Термин когда-то был введен американцами для обозначения сильных европейских лидеров, в первую очередь Шарля де Голля. Следуя этому подходу, можно сказать, что Анкваб вполне вписался в «образ» мягкой силы. Его речи были спокойны, без чрезмерной эмоциональности, действия уверенны, политические заявления грамотны и взвешенны. Он не ввязывался в бесконечные дебаты, не выстраивал политическую кампанию с позиции критики ради критики. Основной упор в своей избирательной стратегии Анкваб сделал на встречи с простыми людьми. Его позиция – уверенность в себе, уверенность в завтрашнем дне. Этот посыл считывался людьми, которые увидели в нем реального лидера, сильную личность.

Немало способствовало этой победе и высокая явка избирателей. К примеру, в соседней России неоднократно срывались выборы в связи с низкой явкой избирателей (выборы депутатов Законодательного Собрания Приморья, выборы депутатов Ульяновской областной думы в 2006 году), после чего было принято решение убрать порог явки. В Аргентине не проголосовавший избиратель платит штраф и лишается права 3 года занимать государственные должности. В нашей республике президентские выборы в очередной раз доказали, что отношение к ним очень серьезное.

По словам главы ЦИК Абхазии Батала Табагуа, в списках избирателей числилось 148 тысяч 556 человек. Из них проголосовали 106 тысяч 845 человек, что составляет 72 % от общего числа избирателей. Еще один интересный момент электоральной активности заключается в высокой явке на выборы молодежи. По этому поводу приведем мнение наблюдателя, депутата Верховной Рады Украины Евгения Царькова: «Нельзя не отметить и активность вашей молодежи. В отличие от наших стран у вас очень много молодежи участвует в голосовании». Этому, видимо, способствует тот факт, что выборы в республике действительно конкурентные и острые, а любой голос может стать решающим.

Как ни крути, а тест на демократичность республика прошла. И прошла успешно. О честности выборов говорят и международные наблюдатели, коих на выборах президента республики было множество. «Нарушений не больше, чем в любой другой европейской стране, – поделился своими впечатлениями наблюдатель из Германии. – Мы заметили проблемы преимущественно технического xapaктepa: несовершенный реестр избирателей, плохо организована работа участков, ошибки в бюллетенях».

Однако на результаты выборов эти недостатки, по мнению наблюдателей, никак не могли повлиять, с такими недочетами сталкиваются и европейские страны. Председатель комитета Госдумы ФС России по международным делам Константин Косачев высказал мнение, что абхазские выборы не только отвечают самым высоким международным требованиям, но и превосходят их в некоторых пунктах. Представитель Организации непредставленных народов и наций (ОННН) Эндрюс Вон также отметил, что «поражен тем, насколько члены избирательных комиссий были опытны, профессионально подготовлены, с каким энтузиазмом занимались своим делом». «Мы считаем, что данный показатель является хорошим основанием для продвижения и развития демократических процессов не только в самой Абхазии, но и в регионе в целом», – заключил Вон. Российский политолог Игорь Минтусов считает, что выборы в Абхазии показали высокий уровень конкурентной среды в республике и наличие реальной демократии.

Выборы подтвердили, что степень политического доверия в государстве находится на достаточно высоком среди постсоветских стран уровне. Большая часть населения Абхазии поддерживает существующий политический курс, считая демократию единственным верным политическим режимом для развития и укрепления страны.

Есланда СМЫР, политолог, кандидат политических наук


Возврат к списку