Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

02.09.2011

Жизненное кредо Лесика Тванба

В свое время о молодом коммунисте Лесике Тванба не раз писали в прессе. Первая публикация о нем была моя – в гудаутской районной газете «Бзыбь». Тогда Лесик был секретарем комсомольской организации ордена Ленина колхоза «Дурипш». Позже он мне сказал: «Твой очерк стал отправной точкой в моем карьерном росте». Мне это приятно было слышать, хотя если бы Лесик не был тем, кем он является, никакая публикация не вела бы его по жизни. Правда, нельзя исключать и того, что слово в прессе (плохое или хорошее) в советские времена значило больше, чем сейчас, – оно могло лишить должности или дать путевку в жизнь. В любом случае, и второй раз я пишу с большим удовольствием о Лесике Тванба, за плечами которого уже большой и трудовой, и жизненный опыт, своя философия и свой взгляд на окружающее.

Лесик не только продвигался по служебной лестнице, но и часто поощрялся, например, почетными грамотами – войсковой части (во время службы в Советской армии), ЦК ЛКСМ Грузии, Гудаутского и Сухумского райкомов партии, Администрации и Собрания Сухумского района, орденом «Ахьдз-Апша» третьей степени (в 2003 году). Эти награды также помогали карьерному росту, хотя на каждом новом месте Тванба работал с новой силой. Получалось, что одно вытекало из другого, и создавалась цепочка трудовой деятельности и трудовой славы. Что касается работы, то она была в основном связана с идеологией. Например, в селе Дурипше работу агронома-мелиоратора и экономиста он совмещал с комсомольской, был затем инструктором Гудаутского райкома партии, окончил Бакинскую высшую партийную школу, был освобожденным секретарем парткома учебно-опытного хозяйства «Эшера», работал в Сухумском райкоме партии. А потом снова хозяйственная работа: председатель районного агропромышленного предприятия, начальник Управления сельского хозяйства Сухумского района, ответственный пост (1995 – 2006 годы) директора цитрусоводческого совхоза (госхоза) «Эшера», где он сумел добиться рентабельности хозяйства путем передачи полномочий в цитрусоводстве самим арендаторам плантаций. Хотя вспоминая это время, он говорил с сожалением: «Удивительная психология у наших людей. Они считают, что арендные земли – это их собственность». Что касается идеологии, то в советское время ей придавалось большое значение. Кстати, и моя публикация о Лесике Тванба была пронизана этой идеологией, и теперь, по истечении времени и с высоты сегодняшнего дня, отличного от того времени по всем параметрам, я читаю ее с некоторой иронией.

Но у Лесика Шаитовича Тванба, за плечами которого 70 лет жизни, человеческие качества, взгляды на жизнь почти не претерпели изменений за все эти годы. Жизнь, да, изменилась, изменились ее условия. Но не кредо этого человека из большой и красивой деревни Дурипш, проживающего ныне в не менее интересном селе Нижней Эшере.

По древнекитайскому учению Фэн-шуй, дом семьи Лесика Тванба стоит в правильном месте – на склоне небольшой горы, примыкающей к холму Верещагина. Выше дома – лимонник, дальше растут гранаты, за ними орешник, а замыкает вид на гору акациевый лес – хороший медонос для его пчел. Впереди дома, через проселочную дорогу, молодой участок сада, о нем подробней расскажу ниже. Со двора открывается прекрасный вид на море, до которого всего несколько сот метров. От моря веет приятным ветерком.

В эшерской усадьбе Лесика я была в конце мая, когда все цвело и благоухало. Остановив машину в тени виноградной беседки перед домом, первым делом Лесик повел показывать свой молодой участок сада, впрочем, я за этим и приехала. Ступив за изгородь, я почувствовала запах свежескошенной, еще не высохшей травы – это был первый укос под фруктовыми деревьями. Сено затем пойдет на корм скоту. А сколько фруктовых деревьев! Я шла и записывала за Лесиком все их названия, боясь что-то забыть, упустить. Они так между собой перемежаются, что я не сразу поняла, что в этом есть свой необходимый порядок. Например, ряды мандаринов перемежаются с рядами киви, а мандарины сорта «уншю», в свою очередь, – с карликовым сортом мандаринов «каванавасе».

В этих цитрусовых рядах также растут персики. Они живут недолго, пока подрастают мандарины, дают урожай, а состарятся, он их срубит. Чтобы карликовые мандарины не мешали растущим по бокам своим собратьям «уншю» разрастаться, хозяин обрезает им ветки с восточной и западной сторон. А как те разрастутся, он карликовые срубит. Расцвели они намного раньше других цитрусовых. А вот еще карликовые яблони. Лесик их привез из Ростова. Они мне даже еще не по пояс, а уже с цветами и даже с первыми плодами. Растут у него, кстати, и абхазские карликовые зимние сорта яблонь. Многие саженцы он берет у Лесика Айба в Абхазском институте растениеводства. «Я скоро совсем буду старый и не смогу лазить на деревья», – пошутил Лесик, опережая мой вопрос о причине увлечения карликовыми насаждениями.

Растут в саду абрикос из Армении, который в Абхазии практически не приживается (ну, а вдруг!), калина красная, крыжовник, кизил окультуренный, белая слива, лавровишня, айва, инжир, черешня, груши, фейхоа. Свободного куска земли нет, все в деле. По периметру сада – виноград на подпорках. Лоза и во дворе (до 1000 литров вина в год делает, и чачу тоже, конечно!). Ближе к выходу из сада растут чеснок, лук, огурцы, помидоры, различная душистая зелень. На пригорке в саду глядела на нас цветущая клубника, была она даже в цветнике во дворе дома (а цветов очень много, их любит супруга Ляля) в трех железных желобах, расположенных один над другим.

…Шел человек от дерева к дереву, от куста к кусту и с таким упоением рассказывал, как за всем ухаживает, сажает, лелеет. И стало на душе мне как-то благостно. Какое, действительно, счастье, что есть такие люди, как Лесик. А рядом жужжали пчелы, залетавшие в ульи со своим нектаром, чтобы сотворить мед целебный. Даже эти ульи поставлены как-то по-особому, разбросанно по саду, в четырех – пяти местах, под определенными деревьями, для их большего удобства и полезности.

А над садом высится огромный бак для поливов – вода подведена почти к каждому насаждению.

Лесик все делает по агроправилам. Человек с двумя высшими образованиями (окончил Одесский гидрометеорологический институт и Киевский институт народного хозяйства), он и сейчас учится хозяйствовать на земле, беспрестанно читает необходимую литературу, изучает опыт других хозяйственников. Сколько интересного он рассказал мне о тех же пчелах, скольким людям он помогает ухаживать за ними!

Лесик никогда не был бездельником и не любит таковых. Считает, что человек всегда должен быть занят трудом – умственным или физическим, а еще лучше, когда они совмещаются. Человеку нужен и моральный отдых, и широкое общение с коллегами, друзьями, родственниками.

А еще надо быть всегда честным. При нетрудовых доходах человеку должно быть тяжело морально. Честность – самое важное кредо для него. Если человек его обманул, подвел, предал, он от него отходит – молча, без скандала, без мести. Но не забывает, не поддержит при необходимости – такой человек для него уже не представляет никакой ценности, и тот должен осознавать, что не все прощается в этом мире.

Именно за эту порядочность и полюбила, поверила в него Ляля Микаа, сватаясь к которой, он сказал: «Кроме двухкомнатной квартиры и обычной зарплаты, у меня ничего нет. Остальное богатство создадим вместе, если ты согласна». Она согласилась, и они вместе строили свое семейное гнездо – и детей растили (две дочурки), и дом строили (красивый, двухэтажный), и сад с огородом взращивали, предварительно выкорчевав на склоне горы заросли колючек и деревья, и живность растили (куры, коровы, телята). Все это было до войны, когда Лесику, секретарю парткома учхоза «Эшера», выделили участок в 0,15 га. Строить дом закончили в 90-м году, перед самой войной, и всю войну он был здесь, возле дома и на Гумистинском фронте, а семья – в Дурипше. Этот новый участок сада, тоже в 0,15 га, они засадили и взрастили после войны. Потому у них дом полон свежей, экологически чистой продукцией, а не напичканной заменителями, искусственными ингредиентами. Ведь такой нездоровой пищей питаются ныне не только горожане, но и многие сельские жители, которые ленятся работать на земле, – у некоторых даже киндзы не отыщешь на их гектаре. А здесь не ленятся. Лесик вообще полностью отдался своему хозяйству, как только пять лет тому назад попросился на пенсию. Его опыт, кстати, пропагандировался дважды по Абхазскому ТВ, в программе «Адзыхь» и на канале НТК (Краснодар).

Правда, совсем уйти от дел государственных ему не удалось – по рекомендации Администрации Сухумского района избран членом Общественной палаты РА, входит в её Комиссию по экономическому развитию и поддержке предпринимательства. «Да я всегда был общественником, – говорит Л.Тванба, – был членом исполкома райсовета народных депутатов, членом обкома и ЦК комсомола Грузии, а это требовало работы постоянной».

– Легко ли быть всегда положительным? – спросила я Лесика.

– Таким меня родители воспитали, – отвечает он. – Нас было пятеро детей, и мы все помогали друг другу, мать и отец нас обучали жизни и труду, всем дали высшее образование. Знаете, все зависит от родителей. Как они ведут себя дома или в обществе, такими и будут их дети.

Человеческий стержень, по мнению Лесика, состоит из образованности и требовательности к себе, из силы его характера и надежности.


Возврат к списку