Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.
- № 93 (4097) [02.11.2021]
- № 92 (4096) [28.10.2021]
- № 91 (4095) [27.10.2021]
- № 90 (4094) [21.10.2021]
- № 89 (4093) [19.10.2021]
- № 88 (4092) [14.10.2021]
- № 87 (4091) [12.10.2021]
- № 86 (4090) [07.10.2021]
- № 85 (4089) [05.10.2021]
- № 84 (4088) [28.09.2021]
- № 83 (4087) [23.09.2021]
- № 82 (4086) [21.09.2021]
- № 80 (4084) [16.09.2021]
- № 79 (4083) [14.09.2021]
- № 78 (4082) [09.09.2021]
- № 77 (4081) [07.09.2021]
- № 76 (4080) [01.09.2021]
- № 74 (4078) [25.08.2021]
- № 73 (4077) [18.08.2021]
- № 71 (4075) [11.08.2021]
- Архив
ЗАЯВЛЕНИЕ Миссии международных наблюдателей от Российского фонда свободных выборов по результатам наблюдения за подготовкой и проведением досрочных выборов президента Республики Абхазия
По приглашению Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия Миссия наблюдателей от Российского фонда свободных выборов осуществляла мониторинг подготовки и проведения досрочных выборов президента Республики Абхазия 26 августа 2011 года. Краткосрочное наблюдение группы специалистов Фонда в период с 22 по 27 августа 2011 года осуществлялось на основании регистрации ЦИК Республики Абхазия.
Вся работа по осуществлению наблюдения строилась на основе законодательства Республики Абхазия и международных избирательных стандартов при строгом соблюдении принципов политической нейтральности и невмешательства во внутренние дела государства. ЦИК Республики Абхазия аккредитовала всех международных наблюдателей, изъявивших желание принять участие в мониторинге. Для контроля за подготовкой и проведением досрочных президентских выборов в Абхазии всем международным наблюдателям были созданы необходимые условия, предоставлена возможность ознакомиться с работой окружных и участковых избирательных комиссий, обеспечен доступ к документам, регулирующим избирательный процесс во всех комиссиях.
В рамках мониторинга были проведены встречи в Парламенте, Центральной избирательной комиссии и Общественной палате Республики Абхазия.
Выборы президента Республики Абхазия проводились на основе положений Конституции и Конституционного закона «О выборах Президента Республики Абхазия».
Миссия констатирует, что избирательное законодательство отвечает международным избирательным стандартам, обеспечивает возможность для проведения свободных и демократических выборов. Законом гарантированы свобода выборов на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, их открытый и гласный характер, судебная и иная защита избирательных прав и свобод граждан, их беспрепятственная реализация, общественное и международное наблюдение за выборами.
Для подготовки и проведения выборов в установленные законом сроки были созданы 35 окружных и 172 участковые избирательные комиссии, в том числе две – за рубежом. Руководство всей системой избирательных комиссий осуществляла Центральная избирательная комиссия Республики Абхазия.
Работа ЦИК Абхазии и других избирательных комиссий была открытой и гласной, направленной на обеспечение равных условий для кандидатов и соблюдение избирательных прав граждан республики.
В рамках подготовки к выборам Центральная избирательная комиссия организовала обучение членов и руководителей окружных и участковых избирательных комиссий, подготовила необходимые методические материалы.
В установленные законом сроки в необходимом количестве были напечатаны избирательные бюллетени, которые в соответствии с нормами законодательства были переданы в участковые избирательные комиссии. В республике была развернута информационно-разъяснительная работа, направленная на привлечение всех возрастных групп избирателей к участию в голосовании и на разъяснение процедуры голосования. В этих целях в средствах массовой информации размещались плакаты, проспекты и листовки.
В установленные законом сроки шла активная работа по уточнению и выверке списков избирателей, что способствовало повышению качества формирования основных списков избирателей. В целом по всей республике, по информации избирательных комиссий, в списки для участия в президентских выборах изначально было включено около 130 тысяч избирателей.
Списки избирателей размещались в помещениях избирательных участков, для того чтобы граждане могли проверить наличие и правильность данных о себе. В день голосования граждане, по каким-либо причинам не включенные в списки, могли быть внесены в дополнительные списки по предъявлении документа, подтверждающего факт их проживания на территории данного избирательного участка.
Выдвижение кандидатов в президенты Республики Абхазия проходило в условиях альтернативности и конкуренции. В соответствии с законом всем кандидатам были предоставлены равные возможности для выдвижения и регистрации.
Центральной избирательной комиссией для участия в избирательной кампании были зарегистрированы три кандидата в президенты Республики Абхазия: Анкваб Александр Золотинскович, Шамба Сергей Миронович, Хаджимба Раули Джумкович.
Для ведения предвыборной агитации кандидатам в президенты Республики Абхазия были обеспечены равные условия, что явилось важным элементом демократичности выборов.
Средства массовой информации в целом равномерно и сбалансировано освещали предвыборную кампанию каждого из кандидатов. Сами кандидаты и их штабы проводили ориентированную на избирателей агитационную работу, что позволило гражданам более подробно ознакомиться с их политическими взглядами и программами.
Органы власти обеспечили кандидатам на выборах возможность проведения встреч с избирателями, на которых граждане могли знакомиться с различными политическими платформами. Кандидаты имели право самостоятельно определять способы и формы предвыборной агитации, соблюдая требования действующего законодательства.
Законодательством Республики Абхазия предусмотрен механизм защиты избирательных прав граждан, в том числе судебный, который оценен нами как действенный и позволяющий гражданам защитить свои права в случае их нарушения. Миссия в рамках мониторинга избирательной кампании взаимодействовала с республиканскими органами, в компетенцию которых входит рассмотрение жалоб и заявлений, связанных с нарушениями избирательного законодательства.
Накануне дня голосования было посещено 2 избирательных участка в городе Сухум; в день голосования – 11, в том числе 4 в городе Сухум, 1 – в Гулрыпшском, 2 – Очамчырском, 1 – Ткуарчалском и 3 – в Галском районах.
На избирательных участках, где удалось побывать, голосование проходило спокойно, без ущемления прав политических конкурентов, в присутствии наблюдателей от всех трех кандидатов, принимающих участие в выборах. Ни на одном из посещенных участков не выявлены факты вмешательства в работу избирательных комиссий административных либо правоохранительных органов. Ни одному наблюдателю не было отказано в получении информации о процессе голосования.
В основном на всех избирательных участках отмечалась хорошая пропускная способность, что не вызывало скопления людей и не затрудняло процесс голосования. Это свидетельствует о качестве работы по подбору помещений для участковых избирательных комиссий и высоком уровне их профессионализма. Помещения для голосования, информационные стенды об участниках избирательного процесса оформлены в строгом соответствии с требованиями избирательного законодательства. Организаторам выборов удалось обеспечить на избирательных участках атмосферу, способствующую более свободному волеизъявлению граждан и стимулирующую их избирательную активность. В 12.00 явка избирателей на тех участках, где удалось побывать, составляла около 28 %, в 14.00 – 37 %, в 16.00 – более 46 %, в 18.00 – около 60 %.
В целях исключения попыток повторного голосования и повышения уровня гражданской ответственности избирателей на прошедших президентских выборах в соответствии с нормами законодательства использовалась практика учета проголосовавших избирателей путем проставления соответствующего штампа в паспорт.
Миссия наблюдателей от Российского фонда свободных выборов считает, что досрочные выборы президента Республики Абхазия, состоявшиеся 26 августа 2011 года, проведены в соответствии с действующим в стране избирательным законодательством, в обстановке высокой активности избирателей и в условиях равноправной политической конкуренции; признает прошедшие президентские выборы свободными, открытыми, соответствующими международным избирательным стандартам; констатирует, что данные выборы явились важным фактором стабильного развития и дальнейшей демократизации общественной жизни в республике.
Российский фонд свободных выборов
Республика Абхазия, г. Сухум, 27 августа 2011 г.