Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

17.08.2011

Абхазская Атлантида

«Сухум представлялся декорацией экзотической пьесы. Пароход подходил к Сухуму. Я вышел на палубу, и у меня закружилась голова: такой красоты я еще никогда не видел... Маленький город весь тонул в цветущей громадными гроздьями желтой мимозе, в громадных пальмах и эвкалиптах».

Константин Паустовский

Попав в свирепый шторм, корабль «Арго», идущий в Колхиду на поиски золотого руна, укрылся в тихой бухте. В благодарность за свое спасение отважные мореплаватели основали здесь город. Его назвали Диоскурией – в честь близнецов Диоскуров – Кастора и Полидевка – покровителей путешественников. О богатой Диоскурии упоминает римский историк Плиний, живший в первом веке нашей эры: «Для торговых контактов с кавказскими горцами город держал переводчиков со знанием 120 языков! Он был столь значительным, что чеканил собственную монету». Природа сурово обошлась с этим античным городом-портом. До сих пор живет легенда о том, что развалины Диоскурии покоятся на дне Сухумской бухты.

Узкогорлые амфоры, мраморное надгробие с барельефом, монеты с изображениями Юлия Цезаря, Александра Македонского, поднятые на поверхность, – немые свидетели сказочно романтичного города. Шумели века, сменялись эпохи и названия города – Себастополис, Сан-Себастьян, Сухум-кале... Новый город, нареченный Сухумом, вырос вблизи Черноморской Атлантиды, доверчиво вверив свои дома и улицы долинам звонких рек Гумисты и Келасур. Он поднялся на фоне гор, похожих на караван сказочных кораблей под белыми парусами облаков. Верно говорят – если хотите увидеть место самое красивое, ищите самое древнее. Да, умели люди выбирать прекрасные места!

Черты яркой неповторимости Сухума воспели Дмитрий Гулиа, Фазиль Искандер и другие большие писатели маленького абхазского народа. И с великой русской литературой повенчан Сухум. Константин Паустовский, поселившись у подножия Сухумской горы, посвятил городу у моря немало восторженных строк в своей повести «Бросок на юг». Одна из турецких фелюг привезла к сухумской пристани Володю Маяковского – будущего поэта революции.

Устами героев повести А. Чехова «Дуэль», действие которой происходит в Сухуме, услышим, «...что великолепнее Кавказа и края нет». Писатель, приехав в Абхазию в 1888 году, сообщал издателю «Нового времени» А. Суворину: «...Ночевал в монастыре Новый Афон, а сегодня с утра сижу в Сухуме. Природа удивительная до бешенства и отчаяния. Все ново, сказочно и поэтично... Если бы я пожил в Сухуме хотя бы месяц, то, думаю, написал бы с полсотни обольстительных сказок. Из каждого кустика, со всех теней и полутеней, на горах, с моря и неба глядят тысячи сюжетов».

Помнит Сухум писателя-декабриста Александра Бестужева-Марлинского, Ивана Бунина, Максима Горького...

Восхищались Сухумом французский писатель Анри Барбюс (здесь он познакомился со 146-летним жителем Абхазии Николаем Шпаковским), художники Иван Айвазовский, В. Верещагин, построивший себе дачу под Сухумом. Иван Репин писал: «Сухум мне так понравился, что я даже хотел купить там кусочек земли...».

Мелкий маклер Аристотель (Спиро) Онасис, гуляя по сухумским улицам, конечно, не знал, что станет миллиардером и женится на Жаклин Кеннеди.

Кажется, что Сухум пользуется особой любовью не только людей, но и самого солнца.

По количеству солнечных дней – 220 в году! – абхазская столица соперничает с курортами Крыма и французской Ривьеры. Горные фены и морские бризы наполняют город прозрачным и чистым воздухом, настоянным на волшебных ароматах магнолий, олеандров, эвкалиптов...

Сухум располагает источниками ценнейшей минеральной воды. Недаром еще в 1898 году Международный конгресс врачей в Москве признал его одним из лучших в мире мест для отдыха. Каждый гость Сухума старается побывать на горе Трапеция, где находится питомник мудрых обезьян. Здесь приматов не только показывают туристам. Ближайшие «родственники» человека собраны в специальных вольерах для научных исследований в Институте экспериментальной патологии и терапии Академии наук Абхазии.

А в Ботаническом саду, основанном в 1840 году по инициативе друга А. Пушкина – генерала Н.Раевского, в этом музее живой природы круглый год – цветение диковинных растений со всего света.

Интересны туристские маршруты и в окрестности Сухума. У крутого обрыва реки Басла девять веков смотрится в воду хмурый замок царя Баграта. Проедем несколько километров по шоссе – и вот перед нами знаменитый Беслетский мост. Ему около тысячи лет, но он и сегодня может выдержать груз весом в 7-8 тонн.

Дремлют столетия в боевых башнях Великой Абхазской стены, протянувшейся от Сухума до реки Ингур более чем на 100 километров. О далеком прошлом этих мест говорят и седые руины римской крепости, и ожерелье сторожевых башен генуэзских купцов и турецких янычар. По вечерам оживают скульптурные фонтаны-грифоны – достопримечательность сухумской набережной Махаджиров. Словно повинуясь невидимой дирижерской палочке, звук, вода и ожерелье огней рождают мелодию. В вихре музыки и цветных лучей прожекторов бушуют национальные танцы на открытых площадках, звучат задушевные абхазские песни, слышится гул прибоя самого гостеприимного Черного моря.


Возврат к списку