Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

12.08.2011

Как вернуть землям Кодорского ущелья урожайную силу

Как известно, после кровопролитной и разорительной грузино-абхазской войны 1992-93 гг. Кодорское ущелье Гулрыпшского района практически опустело. Многие местные жители переехали в другие села и регионы. Земли в таких селах, как Цабал, Азанта, Амткел, Апианча, Джампал, Георгиевское, Лата, бывшее Октомбери, где возделывались табак, многолетние культуры, плодовые сады, остались бесхозными, как и приусадебные участки. За минувшие годы эти площади – в целом более двух тысяч гектаров пахотных земель – заросли кустарником, ольхой, и от них государство не получает никакого дохода. Но ведь их можно пустить сегодня в оборот, вывести из разряда бесхозных.

Думаю, уместно будет сделать небольшой экскурс в историю, в XIX век. После махаджирства (на¬сильственного переселения мно¬гих абхазов) оживленные села, в том числе в Кодорском ущелье, также оказались опустевшим в конце концов, ими «завладели» кустарники. Абхазские князья, в распоряжении которых оставались эти угодья, стали сдавать их в аренду беженцам-армянам, пострадав¬шим от турецкого геноцида, а так¬же грекам, русским и другим но¬воселам. Учитывалось и то, что ар¬мяне, которых участливо приняли абхазцы, были в основном потом¬ственными табаководами, и они стали внедрять эту аграрную от¬расль и в Кодорском ущелье – от села Мархаула до Латы.

Первые два-три года, в зависи¬мости от состояния участков, на¬лог с арендаторов не брали. Более того, особо нуждающимся помо¬гали денежными средствами, что¬бы побыстрее освоить земли. Выступая в марте 1905 года на специ¬альном заседании императорско¬го Кавказского общества сельско¬го хозяйства в Тифлисе, князь П.Л.Шервашидзе по этому пово¬ду, в частности, сказал: «До при¬хода к нам армян земли наши пус¬товали, не давали нам никакого дохода. Переселенцы с жаром и рвением принялись расчищать наши пустынные, покрытые кус¬тарниками горные склоны, стали выкорчевывать пни, распахивать целину и подготавливать ее под та¬бачные плантации. Благодаря тру¬ду и поту, обильно пролитому пе¬реселенцами-табаководами на на¬ших землях, край наш ожил. Таба¬ководство стало давать доход и са¬мим переселенцам, и фабрикан¬там, и казне. И эти доходы нема¬лые. Они ежегодно достигают 10 миллионов рублей».

Схожая ситуация сложилась и ныне в Кодорском ущелье. Бывшие плантации, никем не используе¬мые ныне, являют собою как бы мертвый товар. Считаю: выход в том, чтобы сдать эти земли в арен¬ду, в первую очередь населению Гулрыпшского района и Сухума, с определенными льготами для ветеранов Отечественной войны народа Абхазии. Даже если буду¬щие арендаторы и не прибудут сюда сразу же на постоянное мес¬тожительство, они смогут приез¬жать сюда в выходные дни или пос¬ле работы, чтобы заняться земледельческим трудом.

Известно, что многие сухумчане отправляются по выходным в гудаутские или очамчырские села, к своим родителям для выращивания там различных сельхозкуль¬тур и решения семейного продо¬вольственного вопроса. И разве не удобно будет им взять в аренду земли в Цабале или в его окрест¬ностях, куда можно добраться за 30-40 минут! Да и какая живитель¬ная здесь экология! Многим изве¬стно, каким особым спросом пользовались на Сухумском рын¬ке цебельдинская кукуруза и фа¬соль. Кстати говоря, до второй по¬ловины прошлого века в Цабале функционировал сельскохозяй¬ственный рынок, и многие сухумчане ездили сюда за овощами, фруктами и живностью, отличав¬шимися неизменно высоким каче¬ством.

Что касается сегодняшних реа¬лий, то табак уже не занимает при¬оритетных позиций. И на арендо¬ванных землях уместно сеять ку¬курузу, фасоль, выращивать бах¬чевые и другие культуры. Тем бо¬лее что для жителей Абхазии кукуруза и фасоль являются продуктами первостепенной важности, красно помню, как в тяжелей¬шие первые послевоенные годы известный политический и обще¬ственный деятель Константин Озган обращался к населению Абха¬зии с призывом сеять побольше кукурузы, ибо там, где она есть, говорил он, голода быть не может.

Какие же надо предпринять практические шаги для возрожде¬ния кодорских земель? Должны быть составлены в государствен¬ном порядке договоры об аренде, исходя из которых люди твердо бы знали, что арендованная ими зем¬ля принадлежит им для обработки на столько-то лет никто не имеет права отобрать у них эти участки при выполнении всех договорных условий. Четко надо обозначить и размер налога, который следует платить. И хорошо было бы (как тут не вспомнить рассудительных абхазских князей), чтобы год или два, в период освоения участка, не брать с граждан налогов. В этих местах, если чиновники не будут чинить препятствий, могут по¬явиться и фермерские хозяйства. Рост поголовья скота вызовет, как и прежде, потребность отгонять его на прекрасные альпийские луга Кодорского ущелья. Тогда и (возродится былая слава этого региона Абхазии.

Думается, осуществить выше¬изложенное не представляется не¬разрешимой проблемой. Адми¬нистрация Гулрыпшского района могла бы вместе с Министер¬ством сельского хозяйства рес¬публики выделить специалистов-организаторов, которые планиро¬вали, координировали и осуще¬ствляли бы эту работу. И штабом их деятельности должен быть рай¬онный орган власти.

Если всего этого не будет сделано, то, боюсь, что в недалеком будущем земли в ущелье будут служить не простым жителям на¬шей страны и не ее казне, а оли¬гархам, которые под разными предлогами возьмут в свои руки угодья в этой благодатной горной зоне. Хочется верить, что выверенный, государственный подход к делу, забота о людях возобладают. Надеждой на это и продиктовано мое письмо с высказанными предложениями.

Эдуард СУРМЕНЕЛЯН, ветеран труда Гулрыпшский район


Возврат к списку