Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Как сделать привлекательными курорты Абхазии 05.08.2011

Как сделать привлекательными курорты Абхазии

Чему учит зарубежный опыт

Мир курортов, где бы они ни находились, хорошо известен, открыт всем. Вот и ныне еще до наступления весенне-летнего сезона стало известно, что Турция и Израиль, отменив визовый режим для россиян, одновременно ввели ряд бесплатных услуг для всех отдыхающих и туристов. К примеру, теперь в этих странах из номера отеля, где вы остановились, можно за его счет сделать один неоплачиваемый телефонный звонок и в течение нескольких часов также бесплатно пользоваться Интернетом. А для детей все развлечения и аттракционы ничего не стоят. В целом двухнедельный отдых в Турции сегодня обходится намного дешевле, чем год назад, – в 20 тыс. руб. Вот и результат – по информации Стамбульского аэропорта им. Кямаля Ататюрка, транспортные компании, обслуживающие туристов, уже не справляются с их потоком.

В то же время в связи с известными событиями на Ближнем Востоке многие россияне отдают ныне предпочтение спокойной Европе, тем более что и в странах этого континента держат курс на снижение цен на курортное проживание и пропитание. Мои знакомые из Санкт-Петербурга, люди среднего достатка, рассказывали, что поездка уже два года назад в Испанию обошлась каждому из них (за двухнедельный тур) – в 30 тыс.руб. Этим летом они побывали в течение 12 дней на острове Пальма де Майорка – с перелетами, питанием, проживанием, экскурсиями и пр. на каждого вышло 22 тыс.руб. Они очень любят Абхазию, не раз бывали здесь прежде, заглянут снова, но отдыхать, сказали мои знакомые, поедут «туда» – где дешевле, интереснее, безопаснее и т.д.

Не хочу выглядеть скептиком, но как не признать, что нынешний курортный сезон у нас в Абхазии не удался, во всяком случае в первой его половине – это уж совершенно точно. В прошлом году в Гагре и Пицунде было намного больше отдыхающих. Это констатируют и директора здравниц и гостиниц.

В числе факторов, обусловивших эту незавидную ситуацию, и реконструкция главного моста через Псоу, предпринятая почему-то на старте весенне-летнего сезона. Из Интернета и из уст уже гостивших у нас люди быстро узнают о «прелестях» перехода через границу. И когда у человека есть выбор, согласится ли он на тягостное «форсирование» пограничной реки?

Нельзя не учитывать и конкуренцию на ближнем курортном рынке. Имеется в виду, конечно, Юг России. Привлечение масс людей на отдых, на экскурсии, вовлечение их в туристскую орбиту приносит огромную прибыль региону. Хотя в связи с олимпийским строительством Сочи и недобирает отдыхающих, зато бойко развернулись, еще до начала лета, другие, соседние курорты. Мощная рекламная компания впечатляюще предлагает широкие возможности для отдыха на Черном и Азовском морях. При этом проработаны адресные предложения для людей различного материального положения, для семейных и корпоративных групп, учитываются и детские запросы.

Нельзя не видеть, как Независимое телевидение Кубани то и дело сообщает о содержательных и красочных фестивалях и мероприятиях развлекательного характера в местах отдыха – приезжайте, зазывает НТК, и вы сможете бесплатно принять участие в этом веселом времяпрепровождении. Благодаря хорошо продуманным рекламным акциям удалось еще более оживить такие зоны отдыха, как Анапа, Геленджик, Ейск, Горячий Ключ.

Но дело не только в рекламе. Для курортников важно, во сколько обойдутся им пропитание и проживание. И почему бы не поехать в тот же Ейск, если для обеда на двоих там достаточно 120-150 рублей, если черешню и яблоки можно купить и по 50 рублей за килограмм, а в столице курортного Юга России, в Сочи, двухместный гостиничный номер предлагается за 2500 руб. в сутки, а снять комнату в частном секторе можно за 500 руб.

Курортные бизнесмены Краснодарского края прямо говорят: «Абхазия для нас не конкурент». И делают все для того, чтобы завлечь в свои регионы и тех, кто еще вчера не числил эти края в своих отпускных раскладках. Потенциальные для этих мест туристы задумываются: «А действительно, чего мне отдыхать за «бугром», когда и дома хорошо».

Мы же, не освоив пока всей технологии курортного рынка, довольствуемся на сегодняшний день тем, что часть добравшихся до Юга России граждан могут проявить интерес и к нашей экологически чистой местности. Уверенно берем в расчет лишь тех, кто заглянет к нам экскурсионными маршрутами – ведь озеро Рица, новоафонские пещеры и другие достопримечательности Абхазии не могут не притягивать к себе.

Так что обидно, не правда ли? Тем более что, объективно говоря, большая часть курортных объектов республики к нынешнему лету была подготовлена. По-современному оборудовали и пищеблоки. Позаботились о том, чтобы разнообразить меню. Старались не поднимать цены. Но как им не расти, если все продукты привозные. Так что обед на двоих не укладывается уже и в 190 рублей. Заметим при этом, что сегодня в любом сухумском кафе (что уже говорить о ресторанах) обед из трех блюд на одного едока тянет на 250-300 руб. (минувшим летом за такую же трапезу взимали в среднем 180 руб.) Странно и то, что в Сочи и Адлере одна котлета стоит не более 20 рублей, а у нас – 40.

Кстати, один из знакомых, занимающийся закупкой на сочинской стороне продуктов и полуфабрикатов для наших здравниц, не стал скрывать: «На разнице, на этой самой накидке цен на привезенное, можно делать хорошие деньги».

Делать деньги на курортниках – за счет одного лишь роста цен – хотят у нас многие. И в силу этого Абхазия становится все более дорогим местом для отдыха. Стоит между тем напомнить, что приезжает к нам из России в основном контингент людей средних материальных возможностей. Да и богатые не очень-то разбрасываются деньгами. И все хотят, помимо калорийного питания, равноценного сервиса. Все эти требования должны быть нами крепко-накрепко усвоены. И ничего невозможного для этого нет.

В той же Турции не все было поначалу в ажуре. Когда там начали пускать в эксплуатацию многочисленные отели, кемпинги и другие гостевые объекты, огрехов обнаружилось много: приезжим предлагалось скудное питание, номера убирались только тогда, когда об этом напоминалось, проявлялось отсутствие такта и даже хамство в обслуживании, на каждом шагу совершались кражи. Потребовалось несколько лет, чтобы убедиться: дальше так продолжаться не может, вложенные затраты не окупаются. Пришлось пойти на радикальные шаги: наполовину заместить местный персонал на приглашенных специалистов курортного дела из Германии, Франции, Голландии. Последние обучили местных граждан навыкам достойного обхождения с отдыхающими, после чего передали им «эстафету» сервиса и покинули турецкие берега. По совету европейцев были снижены путевочные цены, внедрен ряд доступных услуг. И произошли разительные перемены, что может засвидетельствовать каждый, кто отдыхал в этой стране в последние годы.

Автор этих строк далек от мысли призывать слепо копировать турецкий опыт. Тем более что у нас в Абхазии еще с советских времен наработана собственная практика грамотного и радушного обслуживания гостей. Важно взять на вооружение все то доброе, что отличало наши курорты. И учесть новые требования, учесть жесткие условия конкурентной среды.

Прежний расчет иных организаторов курортного дела: «Да куда они денутся без нашего моря, солнца и гор!» уже не срабатывает. Чтобы Абхазия стала курортной сказкой, местом массового паломничества туристов, одной природы, какой бы привлекательной она ни была, уже мало. У истинного гостеприимства много слагаемых. И обхождение, и питание, и развлечения, и безопасность, и повседневная доброжелательность… И обеспечить каждое из этих условий под силу нашей стране – при должной инициативности занятых в курортной сфере и при государственной поддержке и требовательности.

Постскриптум. После того, как была подготовлена эта статья, довелось услышать несколько отзывов отдыхающих.

Молодые люди из Воронежа: «Мы во второй раз в Гудауте. Чашечка кофе – 40 рублей, шашлык – 200 рублей. В прошлом году было дешевле…».

Семья из г.Кирова: «Цены на овощи и фрукты в Сухуме такие же, как и в нашем городе. А ведь и приехали мы сюда, чтобы побольше насладиться дарами южных садов и огородов. Хорошо еще, что живем у знакомых бесплатно».

Семья из четырех человек, москвичи: « Экскурсионные туры дешевые. Но сказали, что в августе они подорожают. И фрукты, по всему видно, в цене не упадут. Как и проживание. Снимаем комнату, с каждого берут по 300 рублей. И еще такой момент. Рядом с нашим домом, это у санатория «Сухум», продают квас. В первый день купили полтора литра его за 50 рублей. Через два дня за такую же емкость с нас попросили уже 90 рублей. Находимся у вас только 10 дней, а уже отдых обошелся нашей семье в 30 тысяч рублей. Не считая дороги. За такие деньги в Турции можно провести почти месяц…».

Думается, эти высказывания курортников лишь подтверждают сказанное выше. Так что дополнительные комментарии излишни. Нелишне делать выводы…


Возврат к списку