Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Скорость – предельная. Ответственность – нулевая 22.07.2011

Скорость – предельная. Ответственность – нулевая

Что приводит к трагическим автопроисшествиям

Недавно довелось мне встречать на Псоу гостя. За время езды по центральному шоссе, а также по сухумским улицам многое увиделось мне в этот день заново – как бы глазами гостя. Поделюсь этими наблюдениями.

Бесстрастным оком камеры видеонаблюдения

На протяжении всей трассы от столицы до Псоу действуют круглосуточные стационарные посты ГАИ. Часто можно увидеть и передвижные патрули, и примечательно, что они уже не скрываются, как в былые времена, за крутыми поворотами или кущами деревьев, чтобы предстать затем внезапно перед нерадивым водителем. Напротив, автоинспекторы – в новой и яркой форме – стараются быть на виду, и это побуждает человека за рулем снижать скорость, если он ее превысил, до допустимой на этом участке нормы.

Большую работу провело Управление Госавтоинспекции РА по установке дорожных знаков. Эта информация на трассе – словно страницы дорожной азбуки. Внимай знакам – и ты избежишь даже мало-мальски серьезных автопроисшествий. Условия безопасности обеспечены – только следуй знаковым подсказкам, не нарушай…

Кстати, в последнее время сотрудники ГАИ не спешат сразу же наказывать водителей. Указывают на нарушения, предупреждают. Но пусть никто не сомневается – номера автомобилей лихачей остаются зафиксированными, и в случае, если предостережения дозорных дорог будут проигнорированы, последуют-таки штрафные санкции.

Увы, нарушений Правил дорожного движения меньше не становится. Интересовался я у многих своих знакомых, и они не скрывали, что в течение дня не раз нарушают эти самые ПДД. Едва ли не в норму вошло пересекать сплошную линию, совершать обгон на скорости – даже в людных местах, припарковываться где вздумается…

Камера видеонаблюдения, установленная на одном из сухумских перекрестков, только за один день зафиксировала более двухсот (!) случаев проезда автомашин на красный и желтый свет и остановок на переходе «зебра» Когда же, чтобы хоть как-то призвать водителей к порядку, начали снимать автономера и выписывать квитанции для оплаты штрафов в сберкассах, они стали проявлять недовольство: «Большое дело – на пять минут остановился в неположенном месте», «На «зебру» наехал? Но там же никого не было…».

Не справился с рулевым управлением…

Бесспорно, среди сотрудников ГАИ есть и такие, кто закрывает глаза на нарушения ПДД, давая понять водителю: «Раскошелься – и езжай дальше». Кстати, только за прошлый год было уволено 10 таких «участливых» гаишников.

Примечательно, что водители, соблюдающие правила движения хотя бы на 70 проц., за «дорожными» взятками в карман не лезут, да и гаишники не требуют от них мзды, а если и выписывают штрафы, то за несвоевременное техобслуживание автомобилей или за просроченные доверенности и иные документы.

Но беда в том, что большая часть наших сограждан, садящихся за руль, особенно молодежь, упрямо не считается с установленными правилами, игнорирует указательные знаки и светофорные повеления. Результатом становятся дорожно-транспортные происшествия, основными причинами которых являются превышение скорости подвыпившими водителями и шоферская неграмотность – незнание того, как может повести себя движущаяся машина в той или иной нестандартной ситуации.

Прежде чем брать в свои руки бразды правления техникой, надо ее основательно изучить. Тем более что многие обуреваемы желанием приобрести «крутую», пусть подчас и подержанную, иномарку. Хвастаясь перед приятелями достоинствами купленного авто – V-образным двигателем или электронной системой тормозов, забывают, что эти познания еще не означают, что они овладели мастерством управления современным транспортным средством.

Не будем забывать, что мы в Абхазии в общем-то совсем недавно пересели на иностранные машины. Они быстрые, юркие, но, как это ни покажется кому-то странным, не любят «брать с места в карьер», не приемлют резкого торможения и не настроены на крутые повороты.

Вот и регистрируется нередко в сводках об авариях: «Не справился с рулевым управлением и совершил наезд на дерево (или: машина опрокинулась в кювет)». Кстати, в такие передряги попадает не только молодежь, но и водители со стажем. Потому что одно дело вести «Волгу» и совсем иное – рулить «японцем». Да и в характеристиках иномарок содержится четкое предупреждение: «Не делать резких поворотов. Это может привести к опрокидыванию».

После того, как у нарушителей ПДД изымают права, им полагается пройти затем ряд инстанций, чтобы вновь сесть за руль. Но ведь проще и быстрее умаслить сотрудников ГАИ… И когда те потворствуют безнаказанности, это приводит к дальнейшему ухудшению ситуации на дорогах.

Нет такого человека, который не желал бы порядка на дорогах. Но каждый надеется, что наводить его будут без него. Многие из нас – водители или пешеходы – сами и содействуют, пренебрегая азбукой дорожного передвижения, всему тому негативу, который обнаруживается на транспортных путях сообщения. Парадокс в том, что каждый рейд или иное профилактическое мероприятие, предпринимаемые автоинспекцией, вызывают неприятие и у тех представителей водительского сообщества, которые вроде бы обеими руками за наведение порядка в этой сфере. Беда в том, что когда человек сам становится нарушителем ПДД, его гражданская позиция напрочь исчезает, и он норовит протянуть деньги «слабохарактерному» гаишнику.

Или вот такое: гражданин считает себя культурным, причисляет свою персону к передовым слоям общества, но посмотрите, в каком повышенном тоне, на всю улицу ведет он диалог с сотрудником ГАИ, который остановил его «из-за какой-то ерунды», по словам недовольного, – непристегнутых ремней безопасности.

Все начинается с автошколы

Один из факторов аварийности – существующая в республике проблема обучения навыкам автовождения. Большая часть зарегистрированных фирм, взявших на себя шоферскую подготовку, – частные. Немалые деньги, взимаемые за теорию и практику такого обучения, не каждому по карману. В частности, каждый час учебной езды оценивается не менее чем в 300 рублей. Чтобы «почувствовать» автомобиль сполна, надо наездить немалое количество часов, но для тех, у кого денег недостает или кто очень нетерпелив, «тренинг» оказывается укороченным. С вытекающими из этого последствиями.

Другая проблема. Большей частью такого рода автошколы используют для учебы машины советского производства с механической коробкой передач. И вот такой новоявленный водитель, которого обкатывали исключительно на «Жигулях», садится затем за руль купленного им 500-го «Мерседеса», да еще с коробкой «автомат»…Успеть бы ему освоиться заново с таким управлением!

Большинство из нас, сидящих за баранкой, не учитывают ежегодного прибавления автопарка в Абхазии. Между тем к каждому из нас должно прийти понимание, что участников движения становится все больше, а стало быть, и любое правило на дороге обретает особое значение. И все более опасными становятся те, кто попросту наплевательски относится ко всем этим ПДД, будто бы ставя перед собой удалую цель ездить так, чтобы цифры на спидометре закончились… Когда же мы преодолеем родственную или приятельскую снисходительность по отношению к лихачам, от которых и множатся могилы на кладбищах и черные метки на дорогах!

Не странно ли, кстати, что чувство вседозволенности вмиг улетучивается, когда такого рода «герои» пересекают границу на Псоу – и ремни обязательно пристегнуты, и подчеркнутое внимание к каждому жесту служителей дорожного порядка. Ясно: такая послушность и смиренность объясняются тем, что в другой стране пренебрежение ПДД может дорого обойтись. И это понимают все, хотя и не всегда признаются сами себе в этом.

…Мой гость, который очень любит Абхазию и радуется ее успехам, рассказывает:

– Довелось побывать во многих странах. И то негативное, что я наблюдаю на ваших дорогах, живо напоминает мне виденное в Афганистане, Пакистане, Египте… Впрочем, там все обстоит гораздо хуже…

Слабое, согласитесь, утешение.


Возврат к списку