Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

14.07.2011

Хозяйство – как ранчо. Только в миниатюре

Пшапский репортаж

Подворье Роберта и Анаиды Нерсесян, живущих в селе Пшапе Гулрыпшского района, представилось миниатюрным ранчо. Маленькая зеленая лужайка с цветочными клумбами, осененная «зеленой крышей» из плетущегося винограда, соседствует с экзотическим садом с деревьями фейхоа, хурмы, лимонов, мандаринов, апельсинов, а вокруг них вдоль забора – посадки киви. На лужайке – двухэтажный дом с балконом, а за ним – огород, где выращивают большой ассортимент овощей. Коровник, птичник, кукурузник, подсобные помещения завершают картину этого подворья.

Хозяйство семьи Нерсесян гулрыпшские агрономы представили мне как одно из лучших в районе. Роберт Нерсесян – в числе заметных фигур пшапского агробизнеса, хотя его хозяйство занимает лишь 0,5 гектара, а еще 0,2 гектара он взял аренду. Но здесь уже в середине июня радовали глаз высокие стебли кукурузы. «Балконное хозяйство», – сказали бы аграрии из недавнего социалистического прошлого. Что ж, прежде чиновники Агропрома были убеждены: чем крупнее хозяйство – тем современнее. В этом русле шло укрупнение колхозов и совхозов. Сегодня смотрят на эти вещи уже во многом иначе. Практика семейного подряда, мелкие земледельческие звенья сильно изменили представления об оптимальном масштабе производства. Они показали возможность становления подлинно хозрасчетных отношений, в небольших трудовых коллективах, способных к самоуправлению. И сейчас уже все готовы признать это. Поэтому интересно было присмотреться к пшапскому «ранчо» – каково здесь живется и работается?

Безусловно, хозяйство Нерсесянов и советская бригада по своей социальной сути – явления разного порядка. Но как хлеб всюду растет корнями в землю, а колосом к солнцу, так и в организации, в экономике аграрного производства есть закономерности, общие для всех.

На площади 0,7 гектара Роберт, его супруга Анаида, сын Карлен и невестка Рипсимэ выращивают кукурузу, кабачки, баклажаны, помидоры, огурцы, перец, фасоль, зелень. В их садах обилие фруктов и винограда. Содержат дойных коров, изготавливают молочную продукцию, излишки ее продают на рынке. Разводят домашнюю птицу.

– Мы и до рынка-то не успеваем донести продукты, – улыбается Анаида. – Нам звонят и сами забирают.

Меня поразило кукурузное поле. После затяжных весенних дождей вырастить такую кукурузу, которая у некоторых поспевает в сходных условиях гораздо позже, не каждому удается.

– Тут все просто, – объясняет Роберт, рассеивая мое удивление. – Я еще в марте посеял кукурузу и укрыл ее пленкой, соорудил своеобразные клетки и удобрял посевы навозом. Вот и результат.

На этой небольшой площади ведется многоотраслевое производство. На что же делается расчет? Роберт Нерсесян, крепкий, среднего роста, с густой седой шевелюрой и небесно-голубыми глазами, собеседник разговорчивый и остроумный, воспринимает мой вопрос с некоторым удивлением.

– И погода, и обстановка на рынке складываются по-разному, – говорит он. – Чем больше видов продукции выращивает крестьянин, тем прочнее его хозяйство держится на ногах.

Слушая пшапского крестьянина, я поняла, что его экономическая стратегия предельно проста: он старается придерживаться приемлемых для него условий окупаемости затрат.

– Мы с женой живем вместе, уже около 40 лет, – продолжает Роберт Нерсесян, – и все, что вы видите, создано вот этими руками.

Он протянул руки, натруженные, в мозолях, руки человека, который живет землей и надеется только на свои силы. Около 30 лет назад эта семья переехала сюда из села Мархаула. Тогда в Пшапе был богатый колхоз имени Кирова. Занимались табаководством, выращивали овощи. Своими руками Роберт и Анаида построили дом, посадили сад, обзавелись хозяйством. Роберт сам обустроил двенадцатиметровый колодец, поставил мотор, провел водопровод. И всегда рядом с ним верное плечо друга и спутницы жизни, черноглазой Анаиды. Но в ее глазах я уловила между тем грусть.

– Да вот сын с невесткой уже около 10 лет прожили, а детей все нет, – сетует она. – А ведь все это для них, наш труд, наша жизнь без внуков не имеет смысла. Но мы не теряем надежды…

В их просторном доме мы долго говорили о психологии человеческих отношений, сложностях судеб и характеров людских, что сегодня вызывает большой интерес в обществе. Одно дело, рассуждал Роберт, знать, как правильно ухаживать за животными, выращивать овощи и фрукты, и совсем другое – уметь заглянуть в душу человека, помочь ему, не обидев, не унизив. Трудно дается эта наука. Но она нужна сегодня и тем, кто занимается агробизнесом. Всякое здесь бывает. Но пасовать перед трудностями не в его правилах. Не такой у него характер.

Каждый вечер семья Нерсесян обдумывает план работы на следующий день. Обсуждают, какой участок в первую очередь нуждается в их внимании. Работают слаженно, без разногласий.

Многим надо учиться на их примере и избавляться от иллюзий, будто кто-то поможет нам решить наши проблемы. Поймем это – перестанем уповать: «Россия нам поможет». Мы сами себе должны помочь.


Возврат к списку