Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

08.07.2011

Цель – надежность энергоснабжения

Служба каждого дня

Так уж повелось, что каждое отключение электроэнергии, пусть даже на несколько минут, вызывает у людей возмущение, нелестные высказывания в адрес энергослужб. При этом мало кого интересует, каких трудов стоит обеспечение республики электроэнергией.

Стоит признать, что в последнее время многочасовых отключений практически не бывает: во время аварий энергетики либо переключают потребителей на запасные линии, либо обращаются за помощью к нашим соседям – россиянам, и те подпитывают наши регионы из своей энергосистемы. В общем, без света мы не сидим, и это стало возможно благодаря постоянной поддержке отрасли со стороны государства, вкладывающего в её развитие серьезные средства.

Год назад во время нашей беседы начальник Сухумского управления энергосооружениями Тимур Джинджолия рассказал о планах на 2010 г. О том, что удалось сделать за этот период, какие проблемы волнуют сегодня специалистов, – в очередном материале на эту тему.

По словам начальника СУЭС, в прошлом году они ввели в эксплуатацию 10-киловольтный фидер – распределительную линию электропередач – для бесперебойного снабжения электроэнергией района Кяласура. В районе Синопа проложенный здесь еще в 1942 г. на глубине 2,5 м высоковольтный кабель заменили на воздушно-кабельную линию сечением 35 мм2, и если здесь и случится отключение электропитания, то только вследствие изношенных внутренних сетей либо трансформаторных сбоев.

В прошлом году в районе Маяка было установлено 177 новых опор (в целом по Сухуму установили 2 тыс. столбов, 1,5 тыс. еще предстоит заменить), обновили все фидеры, протянули новую линию электропередач и после установки здесь электронных счетчиков её введут в эксплуатацию. Т.Джинджолия заверил, что в этом году проблема электроснабжения Маяка будет закрыта.

Ведутся работы по замене силовых кабелей в Старом поселке и в центре столицы. В целях безопасности ставятся новые двери на трансформаторных подстанциях. Идет замена этого оборудования: 22 новых трансформатора уже введены в эксплуатацию.

– Нами сделано немало, но до завершения работ еще очень далеко, – говорит Тимур Иванович. Кстати, зимой энергетики больше занимаются устранением аварий на линиях, чем плановыми работами.

– Нагрузка в зимний период на линиях большая, и как следствие – много аварий. Прежде существовал почасовой график ограничения подачи электроэнергии, теперь же такая процедура обойдется себе дороже: при отключении подстанции оборудование охладится, и в момент подключения вся система может «полететь», – поясняет начальник СУЭС.

Несмотря на утверждения скептиков, что, дескать, жить мы стали хуже, многие горожане ремонтируют свои дома и квартиры, покупают новую бытовую технику – холодильники, электронагреватели, стиральные машины, кондиционеры и т.д. На сегодняшний день самым быстро развивающимся является Новый район: здесь не только ремонтируют жилье, но и открывают новые производства, магазины, склады и цеха. По сравнению с 2009 г. потребление электроэнергии в этом районе выросло на 50%. В то же время состояние внутренних сетей и электропроводки в жилищах (это в равной мере относится ко всем городским районам) не выдерживает никакой критики, и зачастую именно по этой причине возникают пожары, в том числе с человеческими жертвами.

Многие считают, что именно СУЭС обязано заниматься ремонтом электропроводки в многоквартирных домах, «забывая», что их квартиры находятся в частной собственности, поэтому заботиться о состоянии внутренних сетей обязаны сами владельцы жилья.

Т. Джинджолия напомнил, что до войны многие дома принадлежали ведомствам, поэтому обслуживание кабеля и подстанций лежало на их плечах. После войны, когда о принадлежности того или иного жилья не могло быть и речи, Администрация Сухума приняла решение передать СУЭС основную внутригородскую сеть. Ею и ограничивается его ответственность. Что касается внутриподъездных щитков, стояков, внутренней квартирной разводки, то все это, хотя жилье и находится на балансе домоуправлений, ремонтируется частным образом. Правда, столичная Администрация в меру своих возможностей помогает квартиросъемщикам. К примеру, подъездные щитки нередко меняют за счет государства.

Проблем у сухумских энергетиков предостаточно, но самая большая – растущие из года в год нагрузки. По сравнению с довоенными они выросли в 1,5 раза: сегодня у нас все перешли на электрическое отопление – даже в селах и при нынешних ценах на электроэнергию, и мало кто заботится об ее экономии.

Развитие городской энергосистемы требует серьезного финансирования. Руководство ГК «Черноморэнерго», лоббируя повышение тарифов, утверждает, что эта мера обеспечит возврат затраченных средств.

Интересуюсь у начальника СЭУС: насколько эффективна такая мера?

– Повышение тарифов не сказывается на собираемости средств. Мало того, многие начинают платить меньше, чем раньше. Единственное, что эффективно в этой ситуации – это установка электронных счетчиков. Сборы на таких участках повысились до 85-90%, потому что у нас есть рычаги воздействия путем дистанционного обесточивания, – говорит Тимур Иванович. – Работу в этом направлении необходимо форсировать.

Поинтересовалась у Т.Джинджолия: как к такому новшеству относится население и каким образом происходит установка счетчиков – энергетики сами предлагают свои услуги или граждане подают заявки?

Схема такова: начинается реконструкция подстанции, меняются опоры, протягивается новая магистраль, и следующий этап – установка электронного однофазного счетчика пропускной способностью около 9 киловатт. Желание или нежелание абонента в данной ситуации не принимается во внимание. На сегодняшний день в столице установлено 2,5 тыс.электронных счетчиков (в базе данных всего числится 22 тыс. абонентов). Кстати, там, где поставили счетчики, люди стали экономить и теперь зря лишнюю лампочку не включают.

Бывают, конечно, проблемы с самими счетчиками – выходят из строя от перегрузок, но их быстро меняют.

А как быть, если человек не доверяет такой системе?

– Сомневающемуся в нашей работе абоненту рекомендую установить в квартире обычный расчетный счетчик и сверять показания, – говорит Т. Джинджолия.

Замена и установка счетчика производится за счет СУЭС. Обходится пока это дороговато, но со временем, когда 20-30% абонентов перейдет на электронные счетчики, подстанции разгрузятся, упадут нагрузки, улучшится электроснабжение и снизятся эксплуатационные расходы.

Стоит отметить, что ситуация с внесением абонплаты в Сухуме по прежнему плохая: в среднем лишь до 30% населения платят за электроэнергию. Есть и злостные неплательщики, задолженность которых колеблется от 3 тыс. до 50 тыс. руб. Причем среди этих граждан и далеко не бедные люди.

– Мы ежемесячно передаем на таких граждан дела в суд. Только за последнее время до 20 решений суда было вынесено в нашу пользу, но только два человека заплатили по судебному иску, – сетует начальник СУЭС.

Кстати, в случае отключения электроэнергии больше всех негодуют именно те, кто годами ходит в должниках. При этом у них все виноваты – и энергетики, и власти, но только не они. Впрочем, такая ситуация и в других коммунальных сферах.

Многим и в голову не приходит купить экономичные электроприборы или лампы. Понятно, что не каждому по карману поставить пластиковые окна, но ведь можно элементарно «утеплить» на зиму имеющиеся, а заодно и двери.

Но вернемся к работе столичных энергетиков. В отличие от прошлых лет, техническая база СУЭС сегодня полностью соответствует требованиям. Большую помощь с обеспечением необходимыми материалами городскому энергохозяйству оказывает ГК «Черноморэнерго». Реализацию трех проектов в этом году профинансировала столичная Администрация.

Нормальная ситуация складывается и с кадрами: на работу в СУЭС пришли 10 молодых специалистов, большая часть которых получает высшее образование в абхазских вузах, причем некоторым из них учебу отплачивает организация. По словам Т.Джинджолия, работают они неплохо. Зарплата в СУЭС небольшая, но учитываются сверхурочные часы, плюс 13-я зарплата. Сегодня Сухум поделен на четыре сетевых района, за каждой бригадой закреплен свой район, который круглосуточно обслуживается.

– Люди должны быть заинтересованы в работе, причем не только материально. Главное – это командный дух, а он у нас существует, как и чувство ответственности, – считает Тимур Иванович. И в заключение. Включая лампочку, телевизор, другие электроприборы, помните, что за светом и теплом в наших домах стоят люди, работа которых, зачастую связанная с риском для жизни, заслуживает благодарности.


Возврат к списку