Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

08.07.2011

На семейном сходе Бганба

Турция – Абхазия: жизнь в диаспоре

Дорога вьется меж зеленых садов, поднимаясь выше, внизу голубеет Черное море. Место это неподалеку от города Дюздже, несмотря на то что у него есть свое географическое турецкое название, в абхазской диаспоре называют: Эсма-ханум. По сохранившейся легенде, именно Эсма-ханум из рода Авидзба в позапрошлом веке остановила здесь своих соотечественников – изгнанников с Родины, и образовали они поселение, где и живут до сих пор, любуясь окрестностями, в которых их предки – махаджиры увидели много похожего на родные места в Абхазии.

Большое это поселение состоит из небольших. И в одном из них – Селахие (Кобаш-кей) находится старый отчий дом семьи Бганба, в котором в последнее воскресенье июня состоялся фамильный сход.

…Просторный двор, большой дом, но разместить всех однофамильцев и гостей семьи оказалось непросто – собралось более 400 человек. Встречи, объятия, разговоры… Традиция – собирать семейные сходы – появилась в диаспоре уже после Отечественной войны на Родине в Абхазии, и прижилась, стала нужной многим. И сейчас большая бганбовская семья, со всеми домочадцами и чадами, разместившись за красиво и вкусно накрытыми столами – умельцы приготовили самые разнообразные абхазские блюда – обсуждает волнующие ее проблемы.

Организаторы семейного схода – нынешние старейшины рода, родные братья Ардахан и Ардашан и их родственник Айдын. Они предприниматели и большие активисты диаспоры. Ардашан – член Комитета солидарности и один из наиболее деятельных в его составе.

Сплоченность в большой семье, воспитание растущего поколения в лучших национальных абхазских традициях и получение образования, укрепление связей с родственниками на исторической Родине и со всеми соотечественниками там, многие другие семейные, бытовые и личные проблемы, все это горячо, заинтересованно, с энтузиазмом обсудили бганбовцы.

Прислушались они и к словам Полпреда РА в Турции В.Авидзба, сказавшего в своем выступлении, что вся абхазская диаспора должна крепить единство внутри себя, ориентироваться в своих действиях на линию, проводимую руководством Республики Абхазия, аналитически подходить к различной информации, доходящей до них, больше внимания уделять связям с абхазской, адыгской, другими диаспорами, составляющими большую черкесскую в Турции. Он ответил также на многочисленные вопросы, связанные с сегодняшней жизнью в Абхазии, в частности о предстоящих выборах Президента. Тепло вспоминали и о недавнем визите в Турцию Президента РА Сергея Васильевича Багапш, безвременно ушедшего из жизни.

Говорили собравшиеся также о замечательных сынах Апсны, ее руководителях Несторе Лакоба и Владиславе Ардзинба.

Многие хорошо помнят визит в Турцию В.Ардзинба, а кое-кто вспомнил рассказы дедов и отцов о том, как в Турцию в 1920 году приезжал молодой Нестор Лакоба и с ним его соратник по революционной деятельности Иса Гобечия. Гости с далекой Родины остановились в этом самом родовом доме Бганба, который сегодня принимает гостей. По договоренности между руководителями молодой Советской страны Лениным и Турции – Ататюрком, Лакоба и Гобечия приехали для решения проблем абхазской диаспоры. Восстание киаразовцев в Абхазии побудило их вернуться на Родину.

На сходе у многих в руках была книга абхазского писателя Георгия Гулия – сына абхазского просветителя, писателя, поэта Дмитрия Гулия – «Повесть о моем отце». Ее на турецкий язык в 1960 году перевел представитель рода Бганба – Симбет. И с тех пор книга эта пользуется большой популярностью.

…В огромном дворе взгляд обязательно остановится на трех мощных раскидистых деревьях.Это – граб, по-абхазски ахьаца. А ахьаца для абхазца – священное дерево. Крохотные саженцы ахьацы как большую драгоценность еще в XIX веке удалось привезти с покидаемой родной земли махаджиру Сулейману Бганба. Определив место, где будет дом семьи, Сулейман Бганба посадил во дворе свою маленькую святыню. Саженцы, откликнувшись на тепло и заботу, и, как будто понимая горе изгнанников, пошли в рост. И вот уже третий век крона этих гигантов служит семье опорой и защитой. То ласково шелестит она листвой, как бы благословляя на новое дело, в путь, укрывая от зноя, то грозно шумит, предвещая в жизни ненастье, предостерегая от беды и даря свою силу и мощь.

…Бегали по двору веселые дети, звучали абхазские мелодии – из Ескишехира приехал на сход танцевальный ансамбль, в коллективе которого немало и бганбовцев, плясали молодые. Степенно обсуждали насущное старики.

А у трех грабов-гигантов кто-то постоянно был. Подходили дети, молодежь, старшие. Они прикладывали руки к древней темной коре, замирали и как будто кого-то слышали. Корни далекой Родины дарили им силу и надежду.


Возврат к списку