Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

06.07.2011

Значительное достижение абхазоведческой науки

На соискание Государственной премии им. Г.Дзидзария

Вышедшая в 2008 г. монография академика АНА, доктора исторических наук А. Куправа «Вопросы традиционной культуры абхазов» – важное событие в развитии абхазоведческой науки. Книга состоит из четырех разделов, каждый из которых представляет самостоятельную исследовательскую работу со своим предметом и объектом изучения. Однако их объединение под одной обложкой не случайно – с разных эвристических позиций они рассматривают ключевые вопросы традиционной культуры абхазов.

А. Куправа обращается прежде всего к духовным основам традиционной культуры. Это понятно. В условиях подгоняемого глобализацией процесса исчезновения этнической специфики в окружающих нас предметах материального мира, духовные институты остаются основными скрепами, продолжающими поддерживать функционирование этнической культуры и формирующими этническую идентичность. В то же время исторические и социокультурные механизмы этих взаимодействий не во всем понятны, что и показала, например, ведущаяся в настоящее время в абхазоведении полемика вокруг феномена апсуара.

А.Куправа, характеризуя апсуара как «духовное ядро» абхазской традиционной культуры, сосредотачивается не на поисках дефиниций этого явления, а делает более глубокий и важный исследовательский шаг, анализируя исторические, социальные, природные и иные детерминанты, созидавшие этот институт абхазской культуры, выделяет его структурообразующие подсистемы и категориальные принципы. А.Куправа подходит к феномену апсуара с позиций последовательного историзма, а потому видит в нем не застывший, вневременной и внесоциальный идеальный «конструкт», но динамично развивающуюся систему, которая организует абхазский этнический универсум на каждом этапе его исторического бытия.

Читая книгу, видишь, что автор не бесстрастен, он не скрывает своей печали по поводу утраты некоторых черт традиционного апсуара, размывания и эрозии нравственно-этических категорий и т.д. Однако анализ многовекового существования этого института дает А.Куправа уверенность в силе апсуара, в его извечной – и в прошлом, и в будущем – сопряженности с абхазским этносом и его культурой. При этом аргументация и рассуждения А.Куправа далеки от академической схоластики. Они опираются на обширные знания конкретной этнографии, исторической ретроспективы изучаемого явления, основаны на опыте личной включенности в систему живого бытования народной культуры.

Так, многие обобщения и характеристики автора основаны на воспоминаниях детства и молодости, периода социализации молодого человека, пытливо вглядывавшегося в естественные бытовые обыкновения Самурзаканской Абхазии. Они столь же органичны в книге, как и исследовательские выводы, сделанные на основе анализа исторических документов.

В этом отношении чрезвычайно ценен раздел монографии, посвященный народным сходам, которые А.Куправа рассматривает как яркий пример демократических традиций абхазов. Обобщив материалы XIX – начала XX вв., автор реконструировал основные функции этого органа народовластия, круг решаемых вопросов, нормы поведения, рассмотрел ораторское красноречие как необходимое условие репрезентации и принятия конкретного решения. В разделе можно найти подробное, документированное описание знаменитого Дурипшского схода февраля 1931 г.

Не менее интересен другой раздел монографии, посвященный абхазской фамильной антропонимии. А.Куправа анализирует фамилии как самодавлеющие единицы социально-исторического процесса, которые чутко реагируют на специфику и особенности его протекания. Такой взгляд позволил автору проследить, как отразились в абхазской антропонимии социальная стратифицированность общества, межэтнические контакты, христианизация нового времени, политические манипуляции и т.д. В этом же разделе А. Куправа представил некоторые из собранных им материалов фамильных генеалогических преданий. Современная историческая наука проявляет к такого рода документам огромнейший интерес, развивая в своем дисциплинарном дискурсе особое направление, известное пока под своим английским наименованием «folk history». Однако в контексте рассматриваемой работы это имеет и другое значение. Внимание, которое абхазы проявляют к своей генеалогии, к необходимости обозначения своего места в восходящей и нисходящей линии родства, к определению круга родственно-фамильных взаимоотношений, является важным элементом социальной коммуникации и внутриэтнической интеграции, а в целом может рассматриваться как одно из проявлений мировоззренческой основы апсуара.

Анализируя конкретно-исторические формы традиционной культуры абхазов, А.Куправа не меньшее внимание уделяет ее философско-этическим основам. Рассуждения автора о взаимоотношениях человека и природы, о сакральности категорий апсуара, о концепте «А8сны дуёёа» и др. – это блестящие эссе, органично введенные в текстовую ткань монографии.

Рассматриваемый труд – значительное достижение современного абхазоведения, открывающее новые исследовательские перспективы. В то же время этот труд в определенном смысле подвел итог многообразным исследованиям А.Куправа в области изучения абхазской народной культуры, ставшего в последнее время еще одним направлением в научной деятельности выдающегося абхазского историка.

Считаю, что монография «Вопросы традиционной культуры абхазов» заслуживает высшей аттестации и присуждения Государственной премии в области науки им. Г.Дзидзария. Уверен, это будет благожелательно встречено всеми научными коллективами Абхазии, нашей общественностью как знак признания уникального вклада академика Арвелода Эрастовича Куправа в развитие отечественной науки и культуры.


Возврат к списку