Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

Служба, в которой нет выходных 01.07.2011

Служба, в которой нет выходных

К 75-летию создания ГАИ

3 июля сотрудники ГАИ МВД РА отмечают свой профессиональный праздник, совпадающий с 75-летием со дня создания этой структуры.

Государственная автомобильная инспекция МВД СССР была образована 3 июля 1936 года, когда постановлением Совета народных комиссаров было утверждено Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции. Если представители других правоохранительных органов Абхазии имеют свой абхазский профессиональный день, к примеру, работники налоговой, таможенной, пограничной служб, то сотрудники ГАИ РА отмечают свой праздник одновременно с российскими коллегами.

Сегодня есть смысл не вспоминать о долгом пути становления службы ГАИ в советские годы, а остановиться на проблемах, с которыми пришлось столкнуться автоинспекторам в послевоенные годы. Стоит отметить, что во время Отечественной войны народа Абхазии сотрудники ГАИ принимали активное участие в боевых действиях: среди них трое стали героями Абхазии и четверо награждены орденом Леона, 10 человек – медалью «За отвагу».

После войны структуру пришлось восстанавливать фактически с нуля.

– Создавая абхазскую автоинспекцию мы столкнулись со многими проблемами: у нас не было ни помещений, ни машин, ни формы, ни нормативов. Не сохранилась картотека: отступая, грузины сожгли архив, и нам пришлось заново ставить машины на учет. Да и сотрудников осталось не более десяти человек. Но мы справились, – вспоминает первый после войны начальник ГАИ республики Владимир Авидзба.

В то время государство не обладало необходимыми средствами, и сотрудникам автоинспекции пришлось самостоятельно решать многие проблемы. И работа ГАИ постепенно стала налаживаться. Сразу же после войны на учет в республике было поставлено около 1500 автомобилей. Со временем рост числа автотранспорта, ликвидация многих государственных автопредприятий, занимавшихся перевозкой пассажиров и грузов, переход республики на новые экономические условия отразились и на работе ГАИ. И ее сотрудники смогли решить многие вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

– До 2004 г. мы работали по нормативам СССР и пользовались советскими правами, но со временем были разработаны эскиз водительского удостоверения и техпаспорт. Благодаря руководству ГАИ Российской Федерации в 2004 г. Абхазия была внесена в автомобильный справочник стран мира. Затем были разработаны государственные номерные знаки с национальной символикой Государственным флагом РА – и дипломатические госномера, – рассказывает нынешний начальник УГАИ РА (в то время он занимал пост начальника МРЭО ГАИ МВД) Рауф Ажиба.

Служба сотрудников ГАИ не ограничивается дозором на дорогах: они выполняют большую работу по регистрации транспортных средств, проверке их технического состояния, приему экзаменов и контролю за состоянием улично-дорожной сети, а также разрабатывают технические нормы эксплуатации транспорта. Эта деятельность не всегда видна широкому кругу людей, но она весьма значима.

– После разработки новых абхазских водительских прав мы своими силами подготовили и издали сборник основных правовых нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения РА, новые пособия по подготовке к экзаменам и по правилам дорожного движения в Абхазии, – говорит Р.Ажиба.

По инициативе УГАИ республики были также изданы брошюры: «Знаки государственных регистрационных транспортных средств», «Наставления по работе дорожно-патрульной службы Госавтоинспенции», «Наказания и штрафы»; книги для детей: «В гостях у сказки» (правила дорожного движения для детей с иллюстрациями), «Безопасная дорога» для детей 1– 4 классов, «Учебное пособие» для 10 – 11 классов. Все эти издания пользуются популярностью у граждан. Кстати, при посещении республики российские коллеги не только удивились количеству выпущенных пособий и одобрили их, но и решили последовать этому примеру.

В последние годы руководство страны оказывает серьезную помощь ГАИ. Все ее подразделения обеспечены транспортом, формой, практически каждый патруль имеет алкометры, скоростемеры, радары «Визиры». Отремонтированы и снабжены системами видеонаблюдения все посты ГАИ. Улучшилась и ситуация на дорогах: практически вся трасса от Псоу до Сухума капитально отремонтирована, (как и многие городские дороги), в особо опасных местах установлены «лежачие полицейские», на оживленных перекрестках – светофоры (только в Сухуме их 13, в том числе и последних модификаций). В то же время серьезно повысились требования к профессиональной подготовке сотрудников ГАИ.

Сегодня нельзя не вспомнить ветеранов, внесших серьезный вклад в становление абхазской ГАИ, в подготовку молодого поколения автоинспекторов. Это и уже, к сожалению, ушедшие из жизни Аслан Цимцба, Леонтий Сакания, Зулейка Агрба, Рудик Шакая, Леонид Гумба, Шали Адлейба, и ныне здравствующие, многие из которых продолжают оставаться в строю: Владимир Авидзба, Рауф Ажиба, Виктор Бигвава, Шутик Губаз, Омар Агрба, Зураб Барциц, Юрий Кварчия, Нодар Харазия, Гарри Смыр, Олег Цимцба, Нури Салия, Дмитрий Шакая, Станислав Хагба, Василий Дбар, Заур Саманба, Чичико Мархолия и др.

На смену ветеранам пришли перспективные молодые сотрудники: Валерий Трапш, Родик Базба, Лери Кварчия, Лев Кварацхелия, Милтон Барциц, Рамин Габлая и др. Некоторые из них в настоящее время пошли на повышение в различных подразделениях МВД РА, а свой профессиональный опыт получили именно будучи автоинспекторами.

Вся деятельность сотрудников Гос-автоинспекции происходит на виду у людей, и потому авторитет милиции в немалой степени зависит именно от них, несущих дорожный дозор.. Можно по-разному относиться к представителям ГАИ, но всегда следует помнить, что изо дня в день, без перерывов и выходных, в любое время года несут они нелегкую службу, решая задачу сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения, предотвращая дорожно-транспортные происшествия, способствуя бесперебойному движению транспорта по дорогам республики.

Наталья ШУЛЬГИНА Р.S. Сегодня на постоянном учете в ГАИ состоят 25 тыс. автомобилей (не считая 100 тыс. автомобилей, которые в течение года берутся на временный учет).


Возврат к списку