Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

22.06.2011

Глава Администрации г. Сухума А.Лабахуа отвечает

В прессе сообщалось о пресс-конференции для журналистов депутата Сухумского городского Собрания А.Ломия, который высказал суждение о том, что столичная Администрация нерационально расходует средства налогоплательщиков. При этом он оперировал миллионами рублей. В связи с этим в редакцию поступило письмо главы Администрации г. Сухума А. Лабахуа:

С самого начала подчеркну, что суждения депутата, мягко сказать, абсурдны. Но обо всем по порядку.

Вначале об освещении ул. Дбар (от ул. Дзидзария до набережной Махаджиров): здесь предстоит заменить 47 опор, из которых 32 – дорогостоящие алюминиевые силовые опоры троллейбусной линии. Остальные 15 опор не силовые, но для единообразия было решено заказать их схожими с троллейбусными. Проект оценен в 7,6 млн. руб., при этом стоимость ремонта одной опоры обойдется в 162 тыс. руб. В эту сумму входят: демонтаж и монтаж самих опор, земляные работы по прокладке силового кабеля по всей улице, установка на каждой опоре двух светильников, монтаж кронштейнов, закрепление контактной троллейбусной сети и др.

По ул. Гулиа (от ул. Сахарова до ул. Агумаа) замена каждой опоры обходится до 90 тыс. руб. Здесь также предстоят прокладка кабеля под землей на перекрестках, протяжка воздушной линии и т.д.

По заданию Администрации города «Стройпроект» (входит в состав ГК «Абхазстрой») подготовил дефектные акты и проектно-сметную документацию по замене на этих улицах осветительных опор. (Кстати, разработка проектно-сметной документации тоже входит в стоимость проекта). Затем эти документы прошли экспертизу в Госуправлении по строительству и архитектуре РА. В связи с тем, что бюджетом города на 2011 г. эти работы предусмотрены не были, мэрия обратилась в городское Собрание с просьбой дать согласие на проведение их за счет сверхбюджетных поступлений. Оба проекта прошли через комиссию по жилищно-коммунальному хозяйству и были вынесены на обсуждение депутатов Собрания, которые в итоге одобрили их реализацию.

Выступая перед журналистами, депутат Ломия преподнес информацию таким образом, что несведущие люди решили – финансирование проектов уже начато. «Я настаиваю на рачительном отношении к средствам городской казны. Если же их так «транжирить», то к августу голосовать будет не на что, денег не останется», – сказал он. А ведь г-ну депутату прекрасно известно, что по этим двум проектам Администрацией города никакие документы не подписывались и еще ни копейки не выплачено. Мало того, и при реализации проектов вся сумма по сметам никогда сразу не выплачивается: выдается аванс, оставшуюся же часть денег подрядчик получает по факту проведенных работ.

Кстати, видя, что сумма сверхбюджетных поступлений на сегодняшний день невелика, я наложил на оба проекта следующие резолюции: «Считаю целесообразным решение этого вопроса перенести на более поздний срок, по итогам первого полугодия. По обеим улицам предусмотреть, где есть возможность, восстановление старых опор». В целях экономии средств снят был и вопрос о двухстороннем освещении ул. Гулия. В связи с сетованиями Ломия на дороговизну проектов, уместно, наверное, упомянуть, что освещение пр. Аиааира (от ул. Шевченко до ул. Имама Шамиля) республиканскому бюджету обошлось в 11 млн. руб.

Отдельно остановлюсь на заявлении депутата о том, что ГК «Черноморэнерго» ставит опоры всего за 10 тыс. руб. По информации гендиректора этой госкомпании Р.Зантария, опора – без бетонирования основы, без подведения электропровода, без подключения её к трансформаторной подстанции, то есть, просто опора с осветительным прибором «Кобра» обходится… в 25–30 тыс. руб. И еще, приводя в качестве примера стоимость этой самой «Кобры» в 2800 руб., депутат явно отстал от жизни: такой цены давно нет, потому что после внедрения новых технологий такого рода светильники признаны устаревшими и сняты с производства. Зачем же депутату надо было вводить в заблуждение журналистов?

«Недоумевает» А. Ломия и по поводу отсутствия в столичной Администрации тендерной комиссии и официальной системы выбора подрядчика с помощью тендера. Ему как юристу должно быть известно, что сегодня в республике нет закона о тендерской деятельности. Впрочем, никто не мешает городскому Собранию принять решение о создании такой комиссии.

А пока закон не принят, мы проверяем организации или фирмы, претендующие на реализацию того или иного проекта: скрупулезно изучаем документы, их финансовую состоятельность, наводим справки о проделанной ими работе, оцениваем её качество, обеспечение материальными ресурсами, техникой. Мало того, без соответствующих лицензий на проведение тех или иных работ, включая прокладку кабеля, установку опор и т.д., вопрос сотрудничества с ними вообще не рассматривается. И лишь после соблюдения всех этих условий может быть принято решение о заключении с фирмами договора о допуске к работе.

В случае если на реализацию проекта претендуют несколько фирм, предпочтение отдается той, что выдвигает более выгодные и менее затратные предложения, как это произошло с фирмами ООО «Аамта» и «Пересвет». Обращений, кстати, по реализации разных проектов, начиная от прокладки водопроводных труб, ремонта канализации и заканчивая кабельными электросетями, было очень много, но большая их часть после тщательной проверки фирм отклонена. Нас тоже проверяют соответствующие службы, в том числе КРУ и прокуратура, и мы не можем действовать в обход закона.

Теперь о розах. Городской Администрацией были приобретены 10 тыс. саженцев роз у фирмы «Атерра». Почему именно у нее? Да просто эта фирма зарекомендовала себя исключительно с положительной стороны: все цветы, что есть в городе – петуньи и тюльпаны, выращены именно ею. Стоит напомнить, что это единственные инвесторы, пришедшие к нам с таким проектом, не побоявшись политических коллизий. Мало того, они с нашей государственной символикой представляли республику на международной выставке в Италии. В 2010 г. мэрия заключила договор с «Атеррой» на приобретение многолетних роз и в данном случае вопрос о тендере вообще не стоял – его просто не с кем было проводить. Словом, договор был заключен и внесен в городское Собрание. Кстати, его очень долго не рассматривали…

Розы были высажены по Кодорскому шоссе, в парке им. Б.Шинкуба, на проспекте Леона, у филармонии, в парке Боевой Славы, у Администрации города и на набережной Махаджиров. При этом 1500 корней не принялись, и по договору фирма осенью заменит их на новые. Если кто-то не видит эти розы или не хочет видеть – это его проблемы, они не могут цвести по желанию депутата. Если же г-н Ломия сомневается в их количестве, то никто не мешает ему посчитать саженцы, мы даже заинтересованы в этом. Если их количество не будет соответствовать отчетности, ответственные за их высадку понесут наказание.

Ломия заявил, что он дескать нашел более дешевых поставщиков цветов и даже предлагал их задействовать в проекте, однако к нам в Администрацию никаких предложений на этот счет не поступало. Сегодня обсуждается вопрос закупа у этой же фирмы петуний и других однолетних цветов. По мнению депутата, «неизбежен взрыв общественного мнения по розам». Хочу сообщить, что ничего, кроме благодарности от горожан в адрес Администрации и людей, которые занимаются высаживанием цветов, мы не слышали. Но если у некоторых депутатов нет желания видеть столицу красивой, мы готовы этот проект закрыть. Но при этом в обязательном порядке озвучим имена тех, кто станет лоббировать его прекращение.

Отдельно остановлюсь на 62 млн.руб., предусмотренных бюджетом 2011 г. для жилищно-коммунального хозяйства города. Кстати, проведенная в начале года реорганизация находящихся в ведении ЖКУ служб (их преобразовали в унитарные предприятия), дала положительные результаты. К примеру, ДРСУ уже имеет полмиллиона чистой прибыли.

Но вернемся к 62 млн. руб. За счет этих средств планируются замена и прокладка водоводов, ремонт ливневок и канализации, освещение улиц и т.д., а также зарплата тем, кто будет все это выполнять. Вполне естественно, что в процессе работы нередко возникают непредвиденные ситуации: мы ежедневно получаем жалобы на отсутствие воды в каком-то районе, просьбы очистить ливневые коллекторы, улучшить условия во дворах и т.д. И мы идем навстречу гражданам, а ведь все это не заложено в бюджет расходов на год для ЖКХ. К примеру, нам сообщили о затоплении подвала дома в Новом районе. Выяснилось, что дом был построен на водоводе, и теперь коммунальщики заново прокладывают там водопроводную линию в обход дома. Или вышли из строя три мусоровоза «Исудзу». Пришлось закупать новые комплектующие на 1,9 млн. руб. – и это тоже непредвиденные расходы.

Так, в прошлом году, в горбюджете на деятельность ЖКХ было заложено 53,7 млн.руб., а исполнение составило 101 млн.руб., и все это за счет сверхбюджетных поступлений. (Если кто-то желает проверить, куда были израсходованы средства в 2010 г., мы готовы предоставить все соответствующие документы).

Понимая, что и в этом году, учитывая имеющиеся проблемы, 62 млн. руб. нам не хватит, мы заранее вышли на городское Собрание с просьбой о дополнительном финансировании Коммунального управления. В их числе: прокладка водовода по ул. Дагестанской, незамедлительное приведение в порядок 65 стоящих вдоль дорог опор, при этом некоторые придется просто демонтировать. Эти работы тоже не предусмотрены бюджетом, но выполнять их надо, ведь речь идет об опасности для жизни горожан. У всех на памяти история с обрушением подпорной стены по ул. Дагестанской, в результате чего пострадал автомобиль, и мы были вынуждены выплатить его владельцу 170 тыс. руб. Проектно-сметная документация находится на экспертизе, ориентировочно ремонт стены обойдется более чем в 5 млн. руб., но мы обязаны его сделать.

Г-н Ломия заявил, что к концу полугодия горсобрание намерено потребовать отчет о расходовании бюджетных средств. Довожу до сведения депутата, что ежеквартально управление финансов отсылает отчеты о своей деятельности в городское Собрание и в Министерство финансов РА. Мы ни от кого ничего не скрываем, финансовая деятельность Администрации полностью прозрачна.

Что касается резервного фонда. Хочу проинформировать г-на Ломия, что резервный фонд – это не личный фонд мэра города, это резервный фонд Администрации. Да, ранее он назывался резервным фондом главы Администрации, но, по моей просьбе, Собрание предыдущего созыва в сентябре 2009 г. приняло Положение о резервном фонде Администрации. И теперь все решения, связанные с финансированием из резервного фонда, согласовываются с соответствующими подразделениями столичной Администрации, а не принимаются единолично мэром.

В Положении сказано, что резервный фонд не может превышать 3% от доходов городского бюджета. Исходя из бюджета 2011 г., а это 481 млн. руб., резервный фонд должен составлять 12 млн.руб., однако по моей же просьбе, чтобы не было никаких пересудов, он был сокращен до 8 млн.руб.

А.Ломия считает, что деньги из резервного фонда можно брать только в экстренных ситуациях. Могу сказать, что действительно, они расходуются не только на восстановительные работы в чрезвычайных ситуациях, но и на участие в международных конкурсах, оказание финансовой помощи физическим и юридическим лицам, а также на финансирование иных, носящих непредвиденный характер, расходов. В каждом таком случае составляется соответствующее распоряжение и по итогам отчетных периодов документы предоставляются в городское Собрание. Многие, наверняка, интересуются, на что были израсходованы средства резервного фонда в 2010 г.?

К примеру: мы оплатили Движению матерей Абхазии поездку в Турцию, питание малоимущих и одиноких граждан в благотворительной столовой «Березка», оказали финансовую помощь Министерству культуры для участия мужского хора в фестивале культуры и искусства «Многоголосье Кавказа», выделили средства Сухумскому Совету ветеранов для женщин-ветеранов ВОВ на 8 Марта, профинансировали проведение турнира памяти погибших футболистов Нового района, участие баскетбольной команды в открытом чемпионате в г. Тихорецке, сборы при подготовке к чемпионату РФ боксера Саида Смыр, проведение Кубка Президента по баскетболу среди мужских команд, выделили Администрации Ткуарчалского района средства на празднование 60-летия г. Ткуарчала. Оказана помощь Ассоциации инвалидов г. Сухума и Сухумского района – на приобретение медикаментов, Обществу Красного креста и Красного полумесяца – для осуществления социальных программ.

Далее. Мы являемся членами трех международных организаций – ассоциаций породненных городов, столиц и крупных городов и Черноморского клуба и обязаны оплачивать членские взносы во все эти организации. Мы оказали помощь Федерации карате-до для участия команды в чемпионате мира в Мексике (кстати, она завоевала там первое место), детскому хореографическому ансамблю «Абаза» на приобретение костюмов. Из резервного фонда оплачены (1,5 млн.руб.) работы по восстановлению снесенных ураганом кровель домов. Мы стали финансировать футбольные клубы «Нарт» и «Динамо». Напомню, что ранее «Нарт» финансировался одним из наших бизнесменов и, когда он отказался от клуба, к нам поступило заявление за подписью более 200 детей и тренеров. Бросить на произвол судьбы мы их не могли и приняли решение оплачивать расходы этих клубов из резервного фонда. Если Собрание примет решение перевести всех на бюджетное финансирование, как это происходит с футбольным клубом «Абазг», я буду только «за», потому что содержание клубов за счет резервного фонда не позволяет нам проводить экстренные работы и оказывать помощь гражданам, которые в ней нуждаются.

Несколько слов относительно этого года. К нам обратился за помощью ветеран Отечественной войны в Абхазии Воуба – река затапливала его двор. На улицах Почтовой и Туннельной упали подпорные стены. Баскетболистам профинансировали участие в чемпионате Краснодарского края, федерации айкидо Абхазии – поездку на турнир. Оказана помощь Движению матерей Абхазии, благотворительной столовой, остронуждающимся инвалидам – участникам ВОВ, Абхазскому Союзу ветеранов Афганистана и т.д. Список этот можно продолжить.

Депутат возмущается – что это за конкурсы?! Это конкурсы, которые проводятся и в Абхазии, и в различных городах России. В международных соревнованиях принимают участие наши дети, и им надо оплачивать проезд, питание и проживание. Нас обвиняют в том, что мы иной раз самостоятельно принимаем решения по резервному фонду. Приведу простой пример: к нам срочно обратился тренер с просьбой профинансировать выезд команды за границу – вопрос необходимо решать в экстренном порядке, никого не дожидаясь. И я вынужден брать на себя вопрос финансирования. Но в любом случае по всем расходам из резервного фонда у нас есть полная расшифровка. Нам нечего скрывать, и мы готовы опубликовать свои отчеты в СМИ. Но если депутаты решат, что соревнования и конкурсы – это несерьезно и финансировать их не стоит, мы будем вынуждены это озвучить.

Далее. Г-н Ломия отмечает, что средства из резервного фонда не могут расходоваться на представительские расходы градоначальников. И опять он ввел в заблуждение журналистов. Ему как депутату должно быть хорошо известно, что представительские расходы градоначальников, коим являюсь и я, относятся к другой, специальной статье городского бюджета (раздел 214, статья 4 – прием делегаций, встреча гостей), которая, также как и Положение о резервном фонде, была утверждена предыдущим городским Собранием.

Что касается командировочных расходов, то они официально отражены в статье городского бюджета 2010 г. в размере 2,6 млн. руб., реально же было потрачено 574 тыс. руб. У нас было много приглашений посетить города и районы России, но мы решили сэкономить и отказались от поездок.

А напоследок я хочу остановиться еще на одном высказывании депутата. Ссылаясь на свой многолетний опыт работы в УБЭП МВД РА, Ломия заявил, что «знаком со схемами, используемыми некоторыми должностными лицами при выделении госсредств». По его словам, «представители фирм, заинтересованных в заказе столичной Администрации, предлагают часть средств в качестве вознаграждения лоббирующим проект чиновникам и депутатам горсобрания».

Мы нисколько не сомневаемся ни в многолетнем опыте работы депутата в УБЭП, ни в том, что он, как никто другой знаком со схемами откатов. Кстати, а сколько таких схем он раскрыл, будучи начальником УБЭП?!

Как юрист и человек с большим опытом работы в контролирующей структуре он должен понимать, что подобного рода голословные заявления не допустимы. В связи с этим нам хотелось бы услышать, какая фирма и в каком случае при утверждении проектов «откатила» каким чиновникам Администрации или депутатам городского Собрания – конкретные фамилии, конкретные имена и сколько. Если г-н Ломия причисляет себя к поборникам справедливости, считает себя человеком, борющимся за деньги налогоплательщиков, то пусть конкретно назовет людей, занимающихся такими неблаговидными делами. В противном случае рассуждения по поводу вознаграждения должностных лиц он может оставить при себе.

И угрожать проверками нам тоже не стоит: расходование средств из городской казны, повторяю, регулярно проверяется контролирующими органами, в том числе КРУ при Президенте РА, и любой депутат имеет возможность ознакомиться с актами таких проверок. И если будет доказана нерациональность расходования средств налогоплательщиков, то мы готовы нести за это ответственность.


Возврат к списку