Архив издания `Республика Абхазия` 2011-2021г.г.

17.06.2011

Значительный вклад в абхазоведение

На соискание Государственной премии им. Г. Дзидзария

В эпоху развития тенденций глобализации и интенсивных межкультурных контактов становится особенно важно сохранение основ национальной культуры, коренящихся в первую очередь в фольклоре. В этой связи заслуживают серьезного внимания публикации и исследования известного специалиста по абхазскому фольклору Валентина Астамуровича Когониа. На протяжении 25 лет ученый успешно занимается как сбором и публикацией полевых материалов абхазской песенно-стихотворной поэзии, так и их изучением. В последней по времени монографической работе «Поэтика абхазского песенно-стихотворного фольклора» суммированы результаты многолетних исследований ученого, позволившие по-новому осветить многие проблемы абхазской народной поэзии. В ней по существу впервые с учетом обширного фактического материала (записанного как в Абхазии, так и в Турции) исследуется жанровая система абхазской народной поэзии в контексте мифо-ритуального комплекса, анализируются художественно-стилевые особенности и система изобразительных средств, особо акцентируется внимание на анализе специфики абхазского народного стихосложения. Такой целостный подход, естественно, способствует восполнению существенного пробела в освоении фольклорного наследия абхазов с позиции современности.

Во введении подводятся основные итоги работы по собиранию и изучению исследуемого материала. Здесь же дается разработка проблемы классификации народной поэзии, которая исходит из комплексного учета содержательно-поэтических и функциональных признаков. На этой основе выявлены жанры абхазской народной поэзии – обрядовые и необрядовые. Установлено также многообразие разновидностей каждого жанра и поджанра. Подобное разграничение песенно-стихотворных категорий представляется емким и убедительным.

Введение отличается чёткостью и ясностью поставленных задач, логичным обоснованием актуальности и важности темы, методологии и методики анализа.

В первой главе монографии выделены и рассмотрены в своей поэтико-содержательной и функциональной специфичности жанровые разновидности народной поэзии обрядового репертуара: обрядово-мифологическая поэзия, семейно-бытовая поэзия и заговоры. Сопоставление обрядовых песен между собою позволило автору выявить сходные и устойчивые во времени (судя по записям XX века) ведущие композиционные приемы и поэтико-выразительные средства. Ими являются, прежде всего, обращения к божествам – Дзиуоу, Джаджа, Ажвейпщаа, Айтар и др., содержащие мольбу о содействии человеку в его трудовой деятельности и повседневной жизни, и многообразные повторы, в основе которых лежит вера в магическую силу слова. К оценке песенно-стихотворных текстов В. Когониа подходит комплексно, беря за критерий их идейное и поэтическое содержание и функциональное назначение. При этом существенно то, что характеристика фольклорного произведения осуществляется на основе сопоставления совокупности его версий и вариантов.

Во второй главе – «Необрядовая поэзия» – исследуются художественно-стилевые особенности трудовых, любовных и хороводных песен, а также песни и стихи детей и для детей. Определяются присущая им традиционность, жизненность содержания, своеобразие поэтики (композиционные типы, художественно-изобразительные средства и т. д.). Поэтико-содержательная сторона произведений рассматривается В. Когониа в тесном единстве с функциональной предназначенностью текста, спецификой национальной ментальности, нашедшей отражение в характере форм и традиций народной жизни. Национальный характер художественного мышления абхазов ярко показан в работе на материале любовных народных песен, как сольных, так и хоровых. Впечатляют жанровое многообразие представленной в работе детской поэзии, анализ специфики её языка. Хорошо зная живую песенную традицию, фольклорист тщательно исследует эстетическую природу песен, художественных представлений народа, его вековых идеалов. Выводы автора относительно древности или сравнительной новизны поэтической образности (выяснение присущего песенно-стихотворным произведениям своеобразия традиционных изобразительных и композиционных принципов) глубоко аргументированы и отличаются тонкостью, самостоятельностью авторских суждений.

Заслуживает особого внимания третья глава монографии, посвященная абхазскому народному стихосложению. Вопросы народной версификации являются, пожалуй, самыми сложными не только для абхазской фольклористики, но и для каждой национальной версии фольклора, так как при анализе текстов всегда присутствует опасность перехода на литературоведческую методику, что в конечном итоге может привести к неверным аналитическим выводам. Тем не менее, В. Когониа успешно справился с этой весьма сложной задачей. На основе специально осуществленных звукозаписей песенного фольклора автор рассматривает стих в реальном звучании, демонстрируя его характер в пении и вне пения. Подобное изучение выявило динамическое взаимодействие слова и напева, определяющее характер и особенности стихосложения: песенно-тоническая или музыкально-речевая природа, различие стиха в протяжно-мелодических и речитативных песнях, тяготение к изосиллабизму и др. Автор основательно характеризует также ритмико-синтаксические основы абхазской народной поэзии (рефрен, анафору, эпифору, цезуру и т. д.), особенности строфического членения в различных разновидностях песенно-стихотворного фольклора.

Монография В. Когониа «Поэтика абхазского песенно-стихотворного фольклора» представляет собой оригинальное исследование, впервые рассматривающее всю совокупность разновидностей абхаз-ской народной поэзии, её жанровую дифференцированность, идейно-тематическое содержание и его художественное воплощение. Аналитические результаты проведённого исследования могут быть использованы при создании обобщающих фундаментальных трудов по жанровому составу и художественным особенностям абхазского фольклора в целом, при создании типологических и историко-сравнительных исследований в области фольклора народов Кавказа. Работа будет весьма полезной и как учебное пособие для студентов АГУ при прохождении спецкурса по абхазскому народному творчеству.

Еще одно несомненное достоинство рецензируемой работы – это то, что она написана на добротном государственном абхазском языке.

Бесспорно, автор монографии «Поэтика абхазского песенно-стихотворного фольклора», доктор филологических наук В. Когониа за свой капитальный труд заслуживает присуждения Государственной премии им. Г. А. Дзидзария в области науки, к которой он представлен.


Возврат к списку